Главная - Статьи

Николай Внуков – воин, путешественник, писатель

 

  • Внуков, Николай Андреевич. Наша восемнадцатая осень: повести / ил. В. Хвостова. – Л.: Детская литература, 1987. – 192 с., ил.
  • Внуков, Николай Андреевич. Один: повесть / ил. И. Жмайлова. – Л.: Детская литература, 1985. – 128 с., ил.
  • Внуков, Николай Андреевич. Паруса над волнами: рассказы и очерки / ил. Р. Яхнина. – Л.: Детская литература, 1979. – 256 с., ил.
  • Внуков, Николай Андреевич. Тот, кто называл себя О. Генри: повесть / ил. Ю. Киселева. – Л.: Детская литература, 1973. – 240 с., ил.
  • Внуков, Николай Андреевич. Великие путешественники: Биографический словарь. – СПб.: Азбука, 2000. – 736 с., ил.

 

v-008Николая Андреевича Внукова (1925 – 2011) справедливо называют несправедливо забытым писателем. Лучшие его героические книги достойны переизданий, читательского внимания и, пожалуй, даже включения в школьную программу восьмиклассников. Они одновременно увлекательны и серьезны, что в подростковой литературе встречается нечасто. Хотя почему я сказал – в подростковой? Это неверно. Я познакомился с ними совсем недавно и читал, не отрываясь, особенно книжку исторических рассказов и очерков о парусном флоте и его героях.

Сегодня так уже не пишут – чтобы интересно и полезно было для всех. Сегодня почти все авторы развлекают читателя, но при этом далеко не все увлекают. Это общая беда шоу-бизнеса и проблема, которую необходимо решить человеческому обществу в самые короткие сроки. И помочь в ее решении нам могут именно хорошие книги старых советских писателей, таких, как Николай Внуков.

Он родился в 1925 году в Зарайске Московской области. Вскоре семья переехала в Ленинград, где мальчику большое внимание уделял его дядя – моряк, побывавший во многих странах мира. Именно тогда из рассказов дядюшки и позднее из многочисленных приключенческих и исторических книг и возникла страстная любовь будущего писателя к морю и особенно к парусным кораблям. Спустя некоторое время семья Внуковых переехала на Кавказ, где Николай закончил школу и в 1942 году, еще до 18-летия, был призван в РККА.

v-001-2

Внуков и его одноклассники защищали родной город Нальчик, в первом же бою большинство из них пали смертью храбрых, а Николай выжил, воевал далее радистом и дошел до Вены, а закончил войну в Маньчжурии. Лишь в 1947 он вернулся в Нальчик, закончил десятый класс, параллельно работая в газете «Кабардино-Балкарская правда», затем поступил на физ-мат Ленинградского университета, однако через год бросил его, уехал в Магадан, где учился, работал в геологоразведке, путешествовал, изучая большой мир, и начал писать рассказы.

Вернувшись в Ленинград, Николай Внуков закончил радиотехникум, заведовал лабораторией, а с 1964 года занимался главным образом литературой, входил в состав редколлегии журнала «Костер», руководил литобъединением молодых детских писателей.

Итак, война, море, путешествия и литература – вот что сформировало писателя Николая Внукова. Поэтому главной темой его романтических, приключенческих, а порой и фантастических книг стал подвиг.

Например, подвиг военных и невоенных моряков из повести «Сверре» зовет на помощь», в которой странная гибель экипажа нескольких кораблей в послевоенное время раскрывается отчасти с помощью архивных разысканий, а отчасти и с помощью фантастического предположения, посредством историко-архивного путешествия в прошлое, в тайное тайных Третьего рейха.

v-002Преодоление себя, самопожертвование ради друга, ради дела, во имя Родины, ненависть к врагу – общие темы советской военной литературы. Автобиографическая повесть «Наша восемнадцатая осень» ничем не уступает лучшим ее образцам. Она написана от первого лица, что позволяет автору создать мощный эффект присутствия, близко познакомить читателя не только с героем-рассказчиком, но и с его ближайшими друзьями, которые 17-летними мальчишками, еще не закончив десятый класс, все как один встали под ружье и почти все погибли в самом первом бою.

Это история, впрочем, не столько о том, как они погибали, сколько о том, как дети становились солдатами, как повезло им с командиром, воевавшим с 22 июня 1941-го, с первого дня войны. Опытный боец, ветеран, по возрасту он был всего лишь на девять лет старше мальчиков-новобранцев, но вся повесть как бы одухотворена присутствием этого деревенского парня, чем-то похожего на Васкова, героя первой книги Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

Такими они и должны быть, настоящие командиры – отцы солдатам. Такими их и показывает наша старая литература. Но под стать им были, становились и сами рядовые бойцы, и павшие под Москвой и Ленинградом, и водрузившие над Рейхстагом знамя Победы.

Эта вещь написана, нет, лучше сказать – рассказана коротко и спокойно, как мог бы рассказать ее дед своим внукам через много-много лет, но это спокойствие лишь придает рассказу глубокий внутренний драматизм, ведь герою-рассказчику, вспомним, всего лишь 17 лет, и каждый шаг, совершаемый им на дорогах войны, может кончиться гибелью.

А шагать надо, воевать надо, чтобы выжить. Такова задача и 14-летнего подростка, смытого волной с катера, доплывшего до необитаемого скалистого дальневосточного островка, где в одиночестве он сумел продержаться почти два месяца, покуда дым зажженных им костров не заметили моряки. Близкие уже похоронили парня, смирились с его гибелью и не искали его. А он выживал. Можно представить себе встречу, но автор заканчивает книгу раньше, избегая сантиментов.

v-005

Я бы определил творчество Николая Внукова как жесткий, а порой и жестокий романтизм.

Вот представьте себе: рано утром вы вылезли на палубу, толком еще не проснувшись, кое-как натянув джинсовый костюм и кеды. И в одну секунду шальная мощная волна смывает вас и швыряет в соленую воду. И спустя время чуть не разбивает о скалы. И оставляет на острове без воды, еды и спичек. И – вы находите в себе силы выживать 47 суток. А вам только 14 лет!..

В Сети говорят, что она тоже вполне правдивая, эта повесть «Один», только пишут о фактической предыстории по-разному. Не то взаправду был на Дальнем Востоке такой случай с пацаном, не то (и это представляется мне правдивей) повесть Внукова переосмысливает случай из его геологоразведочной практики, когда писателю самому пришлось одиннадцать дней прожить на необитаемом острове.

Но как бы там ни было в действительности, литература получила еще одну превосходную робинзонаду. Книжка Внукова выдерживает сравнение с самыми лучшими классическими образцами жанра – с романами Даниеля Дефо и Жюля Верна. Блестяще написанная в серьезной тональности, исполненная приключений не ради приключений, а ради выживания, она читается без отрыва и запоминается навсегда.

Изданные в 1970-1980-х годах большими по сегодняшним меркам тиражами, книжки Н. Внукова время от времени переиздаются, однако их и сегодня зачастую можно найти лишь в библиотеках, да, может быть, у иных букинистов. Несомненно, издатели, вновь обратясь к повести «Один», да и к другим книгам писателя, не прогадают. А уж читатели и подавно: нам всем не хватает сегодня именно героико-патриотической литературы, художественной и художественно-публицистической.

К числу лучших книг и в творчестве Николая Внукова, и вообще в жанре художественной публицистики, несомненно, относится и сборник рассказов и очерков об истории парусного флота «Паруса над волнами». Здесь, в коротких, влёт прочитывающихся новеллах, Внуков рассказывает, нет, поет гимн парусникам и капитанам, матросам и кладоискателям, военным морякам и самому ему, великому, ужасному и прекрасному морю, его штормам и штилям, его рыбакам и артиллеристам, его магнетической власти над человеком, уже несколько тысячелетий покоряющим необозримые просторы океана.

v-003Помимо всего сказанного, очерки подробно сообщают, причем еще и с помощью замечательных иллюстраций, выполненных художником Рудольфом Яхниным, и о том, какими способами, с помощью каких ухищрений человек покоряет море. История судостроения, подробности такелажа – всё и вся умудрился уложить в тридцатистраничном очерке писатель. И рассказал так здорово, что все эти премудрости, бом-брам-стеньги, юты, полубаки и форштевни становятся понятны любому неофиту, даже и на гребной лодке-то ни разу не катавшемуся.

И уж вот эту книгу прочитать один раз недостаточно. Ее надо бы иметь настольной всем, кто мечтает о робинзонадах и бредит алыми парусами.

Основу книги, однако, составляют именно короткие художественно-документальные биографические очерки о великих путешественниках и покорителях морей.

v-004


Вообще, биографический жанр – один из главных в творчестве Внукова. Недаром самая последняя книга писателя – «Великие путешественники» - представляет собой энциклопедическое собрание биографических очерков – кратких, емких, ярких и ко всему прочему замечательно проиллюстрированных картами и картинками из дореволюционных географических книг. В этом громадном томе помещено более ста шестидесяти рассказов о людях всех стран, открывавших человечеству его планету. Здесь и конкистадоры, и ученые, и моряки, и путешественники – испанцы и португальцы, англичане, скандинавы, немцы, американцы, русские…

Книгу эту можно и нужно использовать именно как справочник. Но книгу эту также можно и нужно читать просто для удовольствия, ведь каждый, даже самый короткий очерк – целая и, как правило, героическая человеческая жизнь-открытие!

v-007-2


Впрочем, большую повесть о героической жизни человека Николай Андреевич Внуков тоже написал. Она именуется «Тот, кто называл себя О. Генри». Жизнь этого замечательного американского писателя второй половины XIX века сама по себе была приключенческим романом. Судите сами: родившийся в Северной Каролине, скитавшийся по Америке, и не только по Северной, добиравшийся аж до Гондураса, на всю жизнь подружившийся с интеллигентным грабителем поездов по имени Эль Дженнингс, затем осевший было в Техасе молодой провизор и начинающий писатель, в поисках лучшего заработка сделавшийся бухгалтером и банковским кассиром, пострадал за чужое преступление, даже скорее не преступление, а недоразумение, и по жестоким законам США тех времен загремел в каторжную тюрьму на пять лет, где судьба вновь свела его с тем же Дженнингсом, впоследствии написавшим об О. Генри хорошую книгу. За недолгую свою жизнь Уильям Сидни Портер (настоящее имя великого новеллиста) испытал, увидел, узнал столько, а за десять лет после освобождения и написал столько, сколько мало кому довелось в истории литературы.

И вот этот типичный на первый взгляд американец, человек, сам себя сделавший, переживший множество испытаний, отнюдь не был храбрецом без страха и упрека, а, напротив, был человеком смирным, совестливым, ответственным за ближнего, не умевшим копить деньги, никому не отказывавшим в помощи… Потому, видать, и прожил он на свете всего лишь сорок семь лет.

v-006

Книжка Николая Внукова об О. Генри написана просто виртуозно. Это именно художественная литература, несмотря на то, что и жизнь Уильяма Портера, и литература О. Генри рассказаны на 240 страницах почти что исчерпывающе полно. Но как рассказаны! Из тюрьмы, как центрального события в жизни человека, события, превратившего неудачника в великого писателя. Основной прием первой и большей половины повести – ретроспектива, или, как сейчас сказали бы, ряд флэшбэков: первая любовь и детские годы, скитания и дружбы, первые литературные опыты и смерть любимой жены… Слава же, успех, благосостояние – лишь в последней и небольшой части повествования, где помимо прочего, автор сумел, не анализируя новелл, представить писательские принципы О. Генри и полно, и внятно.

А знаете ли вы, что О. Генри был младшим современником Марка Твена (они умерли в один год) и старшим современником Джека Лондона? Это вы также узнаете и глубоко прочувствуете эпоху, прочитав повесть Николая Внукова. Добавлю, что, кроме Внукова, о жизни О. Генри писали еще Юлиан Семенов и – для серии ЖЗЛ – филолог Андрей Танасейчук. Не правда ли, любопытно было бы прочитать и сравнить все три жизнеописания? Я читал их. Они очень разные, но внуковская книжка, пожалуй, и ярче, и легче, и доступнее всех для самого широкого, прежде всего молодого читателя.

 


Страницы:  1