Главная - Статьи

Эдуард Веркин: в стране литературных снов

 

  • Веркин, Эдуард Николаевич. Место Снов: повесть. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с. – (Хроника Страны Мечты)
  • Веркин, Эдуард Николаевич. Звездолет с перебитым крылом: повести. – М.: Эксмо, 2019. – 352 с.
  • Веркин, Эдуард Николаевич. Пепел Анны: роман. – М.: Эксмо, 2019. – 320 с.


Добрый день, друзья мои!

v-001Сегодня мы вновь поговорим о творчестве Эдуарда Николаевича Веркина, одного из самых сильных писателей для юношества нашего времени. Ранее, в разных обзорах, я рассказывал вам о его лучших и самых серьезных книгах: «Друг апрель», «Облачный полк» и «Герда». Но Веркин – автор многогранный, беллетрист (в лучшем смысле этого слова) широкого, так сказать, профиля. Ему подвластны и фантастика с футурологией, и иронический хоррор, и юмор, глубокие исследования подростковой и юношеской психологии современного человека.

Начинал же он именно с фантастики и головоломных приключений. Популярность принес ему цикл романов в жанре фэнтези «Хроника Страны Мечты». Это постмодернистские истории, на современный лад переиначивающие длиннющий ряд фантастической и сказочной литературы от Марка Твена («Янки при дворе короля Артура»), Льюиса Кэрролла и Джона Барри до более поздних книг, написанных британскими и американскими авторами.

Создавался сериал в середине нулевых и начале 10-х годов человеком очень талантливым и, что не менее важно, очень начитанным. Поэтому здесь есть всё, как на знаменитой перевязи Портоса – золотая поверхность и дерюжный испод. Так, всякая голубая мечта героев, да и читателей тоже, непременно оборачивается непарадной реальностью, а всякое распрекрасное воспоминание о прочитанной в детстве приключенческой книжке – пародией на нее. Этот прием, пожалуй, основной, в творчестве Эдуарда Веркина, великолепного стилиста и знатока молодежных сленгов ХХI века. Собственно, одним из основных является он и вообще в постмодернистских писаниях. Вспомним хотя бы Набокова.

Так вот, о чем «Место Снов»? О том, из чего на самом деле состоит роскошная перевязь Портоса. Формально это история про попаданцев и попаданок – поджанр фэнтези, затертый до дыр, но породивший не так уж много по-настоящему интересных книг и хороших авторов. Это история про подростков, не находящих себе места в реальной жизни и посредством запрещенной компьютерной игры попадающих туда, к драконам и эльфам, гномам и колдунам и прочим мечам-кладенцам.

А там – смотри первопроходца в пародировании жанра, когда и самого жанра-то еще не было, Марка Твена, – хорошего и вымечтанного их ждет не так уж много, а честно сказать – ничего не ждет.
v-002

Нет, разумеется, приключения будут, влюбленности тоже, девочка с красными волосами (кого она пародирует, читатель, как вы думаете, если ее окружают два влюбленных балбеса, разве что стишки в блоковском духе не сочиняющие?), исполнительный дракон, толпы двухвершковых гномов, из которых истинные рыцари выколачивают пропитание, коего человек в Стране мечты лишен априори… Будут и мечи, и копья, и бластеры, и кольты, и гангстеры на линкольнах, и пустыни, и море, и даже порталы для перехода на другой уровень – они же двери домой. Надо только добраться и убедить Бога игры в своем искреннем желании позволить вам выйти вон. А когда вы-таки вон выйдете и окажетесь в родимой песочнице скучнейшего своего двора в скучнейшем своем провинциальном городишке, то и самый шелудивый приблудный пес покажется вам лучшим другом. Надолго ли? Узнаем, прочитав четыре романа-продолжения. И, может быть, когда-нибудь поговорив и о них.

А теперь о другой фантастической книге Веркина – дилогии, состоящей из небольших повестей «Звездолет с перебитым крылом» и «Каникулы что надо». Это тоже литературная игра, на сей раз игра с ранними повестями братьев Стругацких «Отель «У Погибшего Альпиниста», «Полдень, XXII век», «Попытка к бегству» и «Парень из преисподней». Прочитываются также отсылки к рассказам Станислава Лема.

В первой повести действие происходит в прошлом, а именно в 1980 году, в провинциальном российском городке и его окрестностях, где скучающие мальчишки из малообеспеченных семей встречают во время летних каникул странную парочку подростков – брата и сестру, не то туристов, не то шпионов, не то пришельцев. Не то… Читавшие «Отель…» Аркадия и Бориса Стругацких сразу узнают, на кого похожи эти ребята. Главные же герои повести, отлично прописанные и совершенно живые, это… Не буду разглашать тайны творчества, дам лишь совет: присмотритесь к вашим дедушкам, представьте их мальчишками… Ну что, похожи?

Именно так мы и ловили шпионов, влюблялись в ни на кого из наших соседок непохожих девчонок, рисковали отцовой поркой, а то и собственной жизнью. Так скучали, так развлекались, так росли и узнавали жизнь.

v-003Вторая повесть дилогии переносит нас в будущее, тоже, как у Стругацких, в полдень, только не XXII, а нашего, XXI века. В полдень после Третьей мировой войны, в мир уже восстановленный, в мир, где летают в дальний космос, постигают премудрости астронавтики в соответствующей академии, в 13 лет получают в подарок от родителей настоящие вертолеты, а в 14-15 летают за пределы Солнечной системы. Память о войне еще жива, хотя и начинает зарастать бурьяном.

В этом-то мире первого полдня высокоразвитые морально и физически юные астронавты встречают в лесу, где они отдыхают от полетов, все ту же странную парочку из «Отеля…». Здесь-то и выясняется, что не столько из «Отеля…» эти девица и парень, а из преисподней – из прошлого, из войны. Из путешествий во времени. И если в последней четверти ХХ века они казались странными, но благородными героями, то в середине следующего столетия, напротив, антигероями. Интереснее, впрочем, сравнить не их поведение, а то, как ведут себя с ними мальчишки нашего прошлого и нашего будущего. Какое из них выглядит более точным, естественным, реалистичным? Чем отличаемся мы от наших потомков? А чем отличаются и отличаются ли наши предки от нас самих?

Над этими вопросами вам, друзья, предстоит подумать самим, и самим для себя ответить на них. А я перехожу к рассказу о «Пепле Анны» - третьей и последней в сегодняшней беседе книге Эдуарда Веркина.
v-004

Это небольшой и новый роман зрелого уже автора, пишущего много, издающегося часто, может быть, и чересчур.

Действие в книге происходит сейчас, но не здесь, а в столице Кубы, Гаване. Именно Гавана и есть самое интересное в романе, хотя, добавлю, скучна она и провинциальна похлеще, чем российская провинция. Именно таково впечатление, переданное нам героем книги, столичным подростком, почти что мажором, сыном журналиста-международника и переводчицы-филолога, людей известных, но, по сути, совершенных ботаников.

Таков же, впрочем, и их сынок, пусть и иронизирующий над предками по делу и просто так, от скуки. Иронизирующий веркинским языком, как всегда блистательным. Таково, однако, только начало книги, далее превращающейся как бы в путеводитель по Гаване, с зачатками романтических отношений российского подростка и кубинской графини шестнадцати годов. «Роман» сей ограничивается двумя-тремя встречами и совместным сжиганием на костре у моря вещей из девичьего прошлого: игрушек, дневников и прочего мусора.

Ну так, сожгли детство, а что дальше? Это не я спрашиваю автора, это, сдается, он сам себя спрашивает – и как скрепкой прицепляет к ничем не кончающейся своей повести финальную главу, больше всего похожую на фрагмент из какого-нибудь раннего рассказа Александра Грина, может быть, из «Крысолова», где действие происходит не в вымечтанном в Крыму романтическом Зурбагане, а в петербургском кошмаре эпохи военного коммунизма. Опять же хорошо написанную. Увы, только непонятно зачем.

v-020С годами наш автор все чаще прибегает к неожиданным эффектам. Единственный его «взрослый» роман «Остров Сахалин», сталкивающий лбами чеховскую публицистику и «Остров Крым» В. Аксенова, на таких эффектах едва ли не полностью построен. Это тоже фантастика, антиутопия и боевик про непорочное зачатие (каково сочетание!..) с обрывом сюжета в эпилог, как в иные книги, миры и дали. Здесь нет ощущения, что автор соскучился над собственным текстом – скорее устал и еще вернется к книге когда-нибудь.

Об «Острове Сахалине» я почти ничего не сказал, но и роман этот – серьезное чтение для подготовленных и достаточно взрослых читателей, книга из тех, о которых следует писать отдельную большую статью, как сделала это Ася Михеева в журнале «Новый мир» (2018, № 10):
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_10/Content/Publication6_7033/Default.aspx.

Возможно, и мы с вами к этой вещи еще вернемся, а на сегодня всё, до встречи над страницами романов Эдуарда Веркина «Кусатель ворон», «Мертвец» и «Осеннее солнце».

 


Страницы:  1