Главная - Статьи

Очень разные истории Наталии Волковой в стихах, прозе и веселых картинках

  • Волкова, Наталия Геннадьевна. Песенка про суп: стихи / ил. Д. Лапшиной. – М.: Настя и Никита, 2019. 0 20 с., цв. ил.
  • Волкова, Наталия Геннадьевна. Бородатая история: стихи / ил. Д. Лапшиной. - М.: Настя и Никита, 2019. 0 20 с., цв. ил.
  • Волкова, Наталия Геннадьевна. Шарф для поезда: стихи / ил. О. Гребенник. – М.: Абрикобус, 2017. – 48 с., цв. ил.
  • Волкова, Наталия Геннадьевна. Разноцветный снег: повесть. – М.: КомпасГид, 2018. – 160 с.
  • Волкова, Наталия Геннадьевна, Волков, Василий Васильевич. Прогулки по революционной Москве: 1905 – 1917. Путеводитель / дизайн И. Багаевой. – М.: Пешком в историю, 2017. – 64 с., цв. ил. – (Россия в 1917 году)

 

v-001Это нелегкая задача – представлять творчество многостаночницы Наталии Волковой. Во-первых, она пишет и издает очень много, во-вторых, разнообразно и многожанрово, в-третьих, одинаково профессионально и стихами и прозой, в-четвертых, нередко в соавторстве.

О некоторых ее книжках, написанных в соавторстве с Анной Игнатовой и Василием Волковым я рассказывал вам ранее. Сегодня представлю еще одну совместную работу супругов Волковых, вместе обычно пишущих книжки на краеведческую тематику, - книжку-путеводитель по Москве революционной. Впрочем, она не только о той Москве, в которой в 1905 – 1917 годах одно за другим происходили революционные события, - она еще и о Москве сегодняшней, ведь для того, чтобы вживую посмотреть на улицы Пресни, нужно добраться до этого района, например, на метро. Иначе говоря, совершить путешествие из дня сегодняшнего на сто лет в прошлое.

v-03

Путеводитель представляет собой книжку-журнал среднего формата, напечатанную на глянцевой бумаге и разверстанную на западный манер - в разброс: тут картинка, а тут кусок основного текста, а вот там кусочки текста сопутствующего, к примеру, остановки транспорта, или задания на дом. Читается книжка, как и все волковские, легко и с интересом, но вот пользоваться ей по назначению, а именно как путеводителем не слишком удобно, потому что и формат явно не карманный, и несколько вычурный шрифт бледноват, и страницы на солнце бликуют, да и быстро найти нужный фрагмент, скажем, с адресом, никак не получится. Впрочем, претензии эти, конечно, не к авторам, а к дизайнерам и макетировщикам книжки, то есть к издательству. Что же до текста, он хорош и сам по себе и как вольное учебное пособие.

Отечественной истории посвящена и повесть Наталии Волковой «Разноцветный снег» - очень сильная, щемящая, героическая и лирическая книга о путешествии в прошлое на 75 лет, которое осуществляют несколько 13-14-летних школьников провинциального городка О-жска, пытаясь восстановить доброе имя школьного v-04учителя, обвиненного в коллаборационизме и расстрелянного НКВД. Однако эта историко-детективная задача, решаемая героями, - не единственная тема повести. Она рассказывает о множестве сегодняшних и вчерашних проблем страны и ее граждан, взрослых и подростков, и конечно, коль скоро речь идет главным образом о подростках, - о проблемах вечных, о том, как растущему человеку найти общий язык со старшими и сверстниками, с учителями и соседями, с ночью и днем, школой и домом, книгой и плеером, а самое главное – с самим собой.

Может быть, именно потому, что задачу-то решить можно довольно быстро, хоть и не без труда и даже подобия подвига, а вот все остальные проблемы остаются с человеком на всю жизнь, финал у повести открытый, как открытыми, в общем, остаются и должны оставаться все промежуточные итоги в нашей жизни, ведь завтра может перевернуть с ног на голову все, что было вчера и сегодня.

Если вы, друзья, читаете много так называемой бытовой, то бишь реалистической литературы, то для вас эти мои высказывания не новость – многие, в том числе и самые лучшие реалистические книги имеют открытые финалы, недаром же классик советской литературы Вениамин Каверин одному из лучших своих романов дал название «Открытая книга».

Да, жизнь наша именно открытая книга – до тех пор, пока не захлопнется последняя крышка переплета. Что останется внутри – предательство или подвиг жертвенности, путь к людям или дорога в никуда, память друзей или справедливое забвение пришедших нам не смену – это ведь и есть настоящее содержания любой книги и всякой жизни.

О нескольких таких жизнях рассказала в своей замечательной книге Наталия Волкова. Я намеренно ни слова не сказал о сюжете, ведь рассказывать о том, что происходит в книге-расследовании – значит, испортить читателю радость открытия. Открывать же на этих 160 страницах вам предстоит многое. И прежде всего – самих себя. С тем мучительным удовольствием, ради какого и пишется, и читается настоящая художественная литература.

А теперь, завершая этот небольшой рассказ, поговорим о волковских стихах.

v-01

Перед нами две книжки-малышки издательства «Настя и Никита», красиво разрисованных Дианой Лапшиной, и сборник стихотворений, вышедший в издательстве «Абрикобус», столь же ярко проиллюстрированый Ольгой Гребенник. Что в них главное – стихи или картинки – сказать не возьмусь. Все на удивление гармонично. И стихи ведут за собой художника, и картинки – поэта. Так, во всяком случае, кажется, хотя, разумеется, сначала были все-таки стихи.

О них, стихах, очень точно отозвался в небольшом предисловии к книжке «Шарф для поезда» великий мастер поэтической игры с детьми Михаил Давидович Яснов: «Каждое стихотворение книги… - знакомство с тайными механизмами нашей родной речи, а еще с такими чувствами, как доброта и сострадание». Лучше не скажешь. Я только добавлю, что это еще и доброе напоминание об учителях-классиках, о тех, у кого учились все мы, поэты и читатели, в том числе и Наталия Волкова, и даже сам Михаил Яснов. Классики вспоминаются с первых строк каждого стихотворения любой из этих книжек: Самуил Маршак и Валентин Берестов, не говоря уже о самом Михаиле Давидовиче. Это вовсе не значит, что стихи Наталии Волковой не оригинальны. Напротив, в своих добрых и умных стихотворных вещах поэтесса не только успевает рассказать занятную историю и поиграть с детьми в слова и смыслы, но и поклониться тем, у кого она училась говорить стихами. Похоже и непохоже.

v-02

А в этом-то «похоже и непохоже» и заключается одна из самых главных тайн детской, да и не только детской поэзии. Эту тайну Наталия Волкова замечательно точно и поэтично (ведь только истинный поэт может придумать такую чудесную метафору «зевающие» пухленькие облака!) формулирует в стихотворении «Облака», цитируя которое, я и закончу рассказ, поблагодарив писательницу от всех нас, а вы сможете сделать это самостоятельно, посетив творческую встречу, которую Наталия Волкова проведет с вами в самом начале октября, в очередной раз посетив наш город.

Облака

Когда скучаю я слегка
Над трудною задачей,
Смотрю тогда на облака –
Они в окне маячат.
И думаю: «А всё же
На что они похожи?»

Когда скучают облака,
По небу проплывая,
То на прохожих свысока
Глядят они, зевая.
Отгадывают тоже:
На что мы все похожи?


Страницы:  1