Главная - Статьи

Юлиан Семенов и его герой Макс фон Штирлиц


Семенов, Юлиан Семенович. Семнадцать мгновений весны: романы. – СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2021. – 896 с. – (Русская литература. Большие книги)

Юлиан Семенов (1931 – 1993) – один из самых популярных советских беллетристов 60 – 80-х гг. прошлого столетия. К концу недолгой жизни он стал, кроме того, одним из самых известных общественных деятелей эпохи перестройки. Сын советского государственного деятеля, организатора издательского дела, редактора и литературоведа Семена Ляндреса и племянник полковника МУРа Ильи Ляндреса, Юлиан Семенов, естественно, имел в начале творческого пути хороший трамплин, постоянное значительное подспорье для своих политических и уголовных хроник, но и сам по себе был человеком активным, талантливым, ярким и разносторонне развитым. Он закончил Московский институт востоковедения, знал иностранные языки, с институтских лет близко дружил с будущим государственным деятелем высшего уровня и директором Службы внешней разведки СССР Е.М. Примаковым, соответственно, имел доступ к архивам, в том числе и закрытым. Отсюда – особая в те годы притягательность его шпионских романов, из которых можно было вычитать то, что в других источниках вычеркивалось цензурой.

Семенов – блестящий журналист и организатор, создатель первой в СССР частной газеты, а затем и издательства, популярнейший беллетрист, но художник и стилист (так же, как и его соперник из другого общественного лагеря - Валентин Пикуль), в общем-то, не более чем средней руки.

Впервые читать его Штирлициану интересно, перечитывать – невозможно, ибо за документом – выдуманным или подлинным, или сочиненным на основе подлинного – увы, глубокой разработки характеров нет – как, собственно, и во всей мировой приключенческой беллетристике, за очень редкими исключениями. Главный его герой Макс фон Штирлиц (он же Максим Исаев, он же Всеволод Владимиров) бешеную свою популярность приобрел благодаря не столько книгам Семенова, сколько фильму «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, в котором стараниями режиссера и великих советских актеров все эти «свои» и «враги» волшебным образом оживают, то есть приобретают «лица необщее выраженье». А сам Штирлиц после картины и вовсе сделался мифологическим персонажем многочисленных анекдотов. Именно поэтому – чтобы лучше понять страну, в которой прожили свою жизнь ваши деды и прадеды, за которую отдавали они свои жизни, - именно потому познакомиться с книгами Юлиана Семенова сегодняшним читателям надо, хотя бы с теми, которые написаны о Великой Отечественной войне. Пусть многие из них экранизированы (Семенов был и профессиональным кинодраматургом), однако далеко не каждый фильм столь же хорош, как «Семнадцать мгновений весны».

Представляя сегодня большой том «Азбуки», включающий романы «Майор Вихрь», «Семнадцать мгновений весны» и «Приказано выжить», я предлагаю вам познакомиться с наиболее значительными семеновскими историями про советскую разведку во время Великой Отечественной войны, где остросюжетное действие происходит осенью 1944 – весной 1945 г. В первом романе наша разведка предотвращает уничтожение старинного польского города Кракова, в последующих показывает окончательное разложение нацистских главарей от Гитлера до Мюллера и гибель гитлеровского режима под натиском Красной армии. Одновременно же и провал советского резидента в Берлине.

По законам жанра, главный герой приключенческого сериала должен выжить. Штирлиц и выживает, в то же время, как, увы, не погибает окончательно и национал-социалистическая идеология: в дальнейших историях («Экспансия», «Отчаяние» и «Бомба для председателя») герою предстоят еще многие славные деяния и приключения. Но это лишь по законам жанра. И автору, и вдумчивому читателю понятно: в игре разведки и контрразведки первая обречена, ибо ее представляют, пусть и гениальные, но лишь единицы, которым противостоят организованные профессионалы. Так и Штирлиц, прошедший долгий путь нелегала («Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен», «Испанский вариант» и др. романы), наделенный Семеновым массой гуманистических достоинств, в конечном итоге проигрывает шефу Гестапо. И не может не проиграть, в немалой мере именно потому, что он один и он гуманен, а противостоит ему бесовская организованная и вышколенная массовка.

«Шпионский» жанр в советской беллетристике всегда был любим читателем, а потому достаточно развит. Среди наиболее популярных книг той эпохи следует назвать романы «Щит и меч» В. Кожевникова, «И один в поле воин» Ю. Дольд-Михайлика, «Этьен и его тень» Е. Воробьева, «По тонкому льду» Г. Брянцева, «Сатурн почти не виден» В. Ардаматского. На фоне всей этой, как правило, достаточно шаблонной приключенческой патриотики книги Юлиана Семенова, несомненно, выделяются в лучшую сторону благодаря высокой эрудиции автора, его аналитическим способностям, журналистской хватке и дарованию рассказчика захватывающих историй, базирующихся на малоизвестных в то время архивных источниках. Именно потому книги о приключениях Штирлица, в разных изданиях имеющиеся в нашей библиотеке, интересны и сегодняшнему читателю.