Как познакомить подростков с творчеством художника-иллюстратора? Рассказать биографию, сделать обзор книг, провести литературную викторину на основе изобразительного материала… А можно с книжными иллюстрациями поиграть.
В рамках II Регионального фестиваля детской книги, 15 сентября 2017 года, Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького пригласила младших подростков принять участие в игровой программе «Удивительный художник». В центре внимания – книжная графика Александра Давидовича Шурица (1945-2017). Мифы, древнегреческий эпос, сказки, стихотворения, приключенческая проза…
Художник сотрудничал как с Западно-Сибирским (позднее – Новосибирским) книжным издательством, так и с другими региональными и столичными издательствами.
А вдумчивое, эмоциональное восприятие подростками графики художника было обеспечено использованием ряда игровых приемов.
Прежде всего, игра «Да-нетка» обратила внимание ребят на цветные иллюстрации с многофигурной композицией. Ведущая комментировала изображения и на их материале загадывала слова – имена существительные. Участники могли задать ей вопросы, формулируя их так, чтобы ответ звучал только как «да» или «нет». «Сильные», аналитические вопросы поощрялись. Затем подростки делились впечатлениями о понравившихся иллюстрациях. (Подробнее с методикой проведения игры можно познакомиться в книге ТРИЗ-педагога А. Гина «Приемы педагогической техники»). Задание позволило оценить фантазию художника, свободу и артистизм его мышления.
Далее, подростки разгадывали загадки черно-белых штриховых иллюстраций мастера из книги Л. Успенского «Двенадцать подвигов Геракла» (Новосибирск, 1977). Ведущая рассказала о сложности, неоднозначности образа одного из любимейших героев мифов. А ребятам необходимо было не только назвать тот или иной подвиг Геракла, но и ответить на сложные вопросы. Почему художник не изображает героя в момент победы над чудовищами? Зачем он рисует Геракла и великана Антея, побежденного им, похожими, словно братья-близнецы? Почему именно изображение Геракла, держащего на своих плечах небесный свод, мастер помещает на обложку книги? Ответы на эти и другие вопросы пояснили глубину художественной задачи, которую ставил перед собой художник.
Кроме того, участники успешно выполнили игровое задание «Расскажи историю по цепочке». На основе иллюстраций художника к роману Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» (Новосибирск, 1978) они придумали две отдельные истории. И удивились, что перед ними иллюстрации к одному литературному произведению. Уровень художественного исполнения А. Д. Шурица позволил воспринять их как станковые, самостоятельные графические работы. Ведущая же кратко пересказала начало романа, мотивируя ребят к его прочтению.
Наконец, словесное рисование иллюстрации к балладе В. А. Жуковского «Перчатка» позволило подросткам почувствовать себя в роли художников-иллюстраторов. А также увидеть примеры силуэтной графики мастера из книги В. А. Жуковского «Стихотворения и баллады» (Новосибирск, 1985). И еще раз убедиться в многообразии изобразительных приемов, которыми владел художник.
Таким образом, опыт проведения мероприятия свидетельствует, что игровая деятельность с книжной иллюстрацией дает самые широкие возможности для активизации интереса к книжной культуре и чтению не только детей, что часто используется в практике библиотечной работы, но и подростков.
В. Я. Ерисова
О. А. Алейникова - постер, слайд-галерея, обработка фотографий,
сотрудники Информационно-библиографического отдела НОДБ им. А. М. Горького