Уилсон Жаклин


Первую книгу, по собственному признанию, Жаклин Уилсон сочинила в возрасте девяти лет, а сегодня её перу принадлежат около 70 произведений, включая пять детективных романов. Уилсон далека от всяких модных веяний, язык её книг прост и в то же время правдиво передаёт язык современных подростков.

Родилась Жаклин Уилсон 17 декабря 1945 года в Великобритании.
О себе писательница рассказывать не любит: «Я немного богата (так, что могу покупать себе много колец и книг) и только чуть-чуть известна (так, чтобы дети иногда узнавали меня и просили автограф). Но это замечательно – быть писателем.»
Мы знаем ещё, что её любимый цвет – чёрный и серебро, что её стрижка – ёжик, что её главный девиз: «Всегда и на всё смотреть с юмором».
Ж. Уилсон до сих пор печатает свои произведения на старомодной печатной машинке и не расстаётся с плюшевым кроликом.
Гораздо больше об авторе можно узнать из книг. Её героини – почти всегда девчонки-подростки. Уилсон уверена, что подростковая литература должна отвечать на самые серьёзные вопросы.
Её книги о проблемах, с которыми ни одна девочка-подросток не поделится с родителями. Подростковый секс, знакомство с наркотиками, уверенность в своей взрослости – всё это в книгах Ж. Уилсон. И при этом писательница всегда далека от морализирования. Почти все книги написаны от первого лица, то есть от лица тех самых взрослеющих подростков.

Юные читательницы обожают Жаклин Уилсон за то, что в героинях, с честью выходящих из сложных жизненных ситуаций, они узнают себя, находят какие-то модели поведения, способные решить их собственные проблемы.
Жаклин Уилсон – чрезвычайно популярная в Великобритании писательница, лауреат многих премий. Её именем – «Джекки» - назван один из журналов для девочек, по её произведениям ставят спектакли, снимают кинофильмы.
Романы и повести Ж. Уилсон издаются в двадцати двух странах, в одной только Великобритании тираж книг превысил десять миллионов экземпляров.

Российские же читатели впервые смогли познакомиться с книгами английской писательницы лишь в конце 2003 года. С тех пор издательство «РОСМЭН» дарит подросткам книги Ж. Уилсон в красочных переплётах и с хорошим переводом.
 
О КНИГАХ ЖАКЛИН УИЛСОН  
 
«Разрисованная мама»
 
«Разрисованная мама» - первая книга Жаклин Уилсон на русском языке. Удивительно остро написанная, иногда шокирующая, эта повесть была признана в Англии лучшей детской книгой 2000 года.

Живёт в пригороде Лондона маленькая семья: мама с двумя дочерьми тринадцати и девяти лет. Впрочем, она мало похожа на семью в обычном понимании этого слова. Просто живут под одной крышей три девочки, и старшая из них – тридцати с лишним лет – нуждается в опеке больше, чем её рано повзрослевшие дети. Мама нигде не работает, любит выпить и иногда приводит в дом своих новых приятелей. Она не понимает смысла обыденной, рутинной жизни. Ей хочется всегда находиться в атмосфере праздника. Рыжеволосая красотка Мэриголд – мама девочек – не такая как все. Она растатуирована с ног до головы. Про существование своих дочерей она иногда забывает.
Девочки предоставлены сами себе и вынуждены выживать, как умеют. Они любят свою странноватую маму, несмотря ни на что, особенно младшая дочь – Долфин.
А старшая – Стар – больше всего хочет, чтобы они жили, как все.
У обеих девочек отыскиваются отцы и появляется возможность начать новую, нормальную жизнь. Для этого надо всего лишь совершить маленькое предательство – оставить свою взбалмошную, безалаберную, сумасшедшую мать. Смогут ли они это сделать? Есть над чем подумать и порассуждать.
Несмотря на то, что повествование ведется от лица девятилетней девочки, книга «Разрисованная мама» об ответственности за наших ближних и о нравственном долге друг перед другом, но особенно – о долге родителей перед детьми.
 
 
«Девчонки»
 
Тетралогия «Девчонки» - трогательные и остроумные истории о трёх подругах – девятиклассницах – одни из самых известных книг Ж. Уилсон.
Ксения Молдавская, известный литературный критик, пишет: «Книги Жаклин Уилсон о тринадцатилетних девчонках как раз для тех девчонок, которые попытку родителей поделиться житейской мудростью воспринимают как гудение старых черепах. Для девчонок, которым очень нужен совет. Им предстоит в жизни много открытий: мальчики могут шантажировать девочек любовью, девочки могут довести себя до тяжёлой болезни стремлением похудеть, а  прекрасный принц необязательно явится на блестящей машине и стильно одетый.»
 

Главные героини: Элли, Надин и Магда – девочки очень разные. Магда легко знакомится с мальчиками, хотя иногда эти новые знакомые приносят ей огорчения. Надин мечтает сняться для обложки модного журнала и делает всё возможное, чтобы попасть в число претендентов, но это тоже оказывается не так увлекательно, как казалось.
Самые большие проблемы у Элли. Это серьёзная, талантливая девочка. В будущем она, скорее всего, станет художницей, но живётся ей непросто, потому что она… толстовата. Ей кажется, что её скоро будут называть  Элли-слоник. Может это и не совсем так, но Элли уверена, что она уродина и что кроме насмешек ей никогда ничего не добиться. Элли борется со своей полнотой и делает это неумело: отказывается от еды, вызывает у себя рвоту, чтобы лишние калории не попали в её организм. И почти доводит себя до серьёзной болезни.

Хорошо, что находятся люди, которые вовремя помогают Элли избавиться от этой ложной проблемы: это и учителя, и родители, и подруги.  И вообще в тринадцать-пятнадцать лет почти каждой девочке кажется, что она одинока, что ей далеко до совершенства, жизнь становится горькой и невыносимой, а причин для слёз хоть отбавляй.
Книги об Элли и её подружках Надин и Магде можно читать в любом порядке, потому что они не являются продолжением одна другой.
 
«Дневник Трейси Бикер»
 
В детский дом, где жила Трейси Бикер, ужасная хулиганка Трейси Бикер, пришла писательница Кэм Лоусон. Некий журнал заказал ей статью о жизни несчастных сироток, статью, которая должна вызвать у читателя умиление и жалость.
Но у Кэм не получается написать жалобную статью, потому что в детском доме она видит совсем других детей. Когда Кэм знакомится с Трэйси Бикер, между ними происходит такой разговор:
«- Понимаешь, редактор требует слезливый и проникновенный рассказ о милых ранимых детишках, такой, чтобы читатели потянулись за носовыми платками.
 -  Правильно, так и надо.
 -  Трейси, да брось ты. Какие из вас милые ранимые детишки? Боевые, сильные, упрямые. Я хочу написать о вас правду, но редактор меня не поймёт».

Детям, чей «срок годности давным-давно истёк», детям, которых забыли родители, от которых, как от Трейси Бикер, по нескольку раз отказывались приёмные семьи, приходится скрывать собственную ранимость. Иначе им просто не выжить. Они бывают грубы и несносны. Они стараются казаться куда более опытными и циничными, чем им на самом деле хотелось бы. Они видели в жизни слишком много предательства и стараются защититься от него заранее. Но немногим дано увидеть, почему ребёнок стал неуправляем. Зато результат бросается в глаза и вызывает праведный гнев добропорядочных граждан: как можно, чтобы рядом с их  благополучными детьми жили эти маленькие дикари?!
Повесть «Дневник Трейси Бикер» адресована скорее взрослым: для детской книги она выглядит довольно жёсткой, и проблемы-то в ней, по большому счёту, вовсе не детские. Хотя и в этой книге случается маленькое чудо: писательница Кэм берёт ужасную Трейси из детского дома, и они становятся семьёй.
Жаклин Уилсон написала книгу, одновременно трогательную и честную. Книгу о том, что мы предпочли бы не знать.
 
«Секреты»
 
Две девочки: Индия, барышня из очень богатой семьи, и Дарлинг, живущая в трущобах, подружились. Почему вдруг? Потому, что обе они не нужны своим родителям. Каждая из них переживает свою трагедию.
 
Простушку Дарлинг бьёт отчим, мать за неё не заступается, а к любящей бабушке жить её не отпускают, потому что это грозит матери потерей социального пособия. Индию же, конечно никто не бьёт – на неё просто всем наплевать. Мать, модельер детской одежды, создаёт вещи, которые ни по стилю, ни по размеру не подходят её собственной дочери. Отец обольщает няню – австралийку, которая в пылу страстей вовсе забывает о своей подопечной. Единственная отрада Индии – любимая книга. Да и та трагическая: «Дневник Анны Франк». Повесть построена как диалог дневников двух не очень-то счастливых девочек.
Когда Дарлинг приходится бежать из дома, Индия прячет её у себя на чердаке. Нет никакой угрозы для жизни, но бедная девочка вынуждена скрываться от родственников.
После чудесного спасения Дарлинг от матери и отчима Индия говорит с психологом «о поведении в семье и о том, почему одни родители хорошие, а другие – плохие».
Вот в этом вопросе – почему одни родители хорошие, а другие – плохие, а также в невозможности дать на него однозначный ответ, и заключается основной смысл книги.
В этой повести Ж. Уилсон между строчками даёт множество рецептов, как облегчить душевную боль: от простого бегства в книги, до самого главного – поиска настоящей подруги. Знаете, как отличить настоящую подругу от всех остальных?    С настоящей – у вас даже при разнице воспитания и жизненного опыта будут одинаковые чувства.
 
 
 
«Девочка находка»
 
Эйприл нашли на свалке первого апреля, в день её рождения.  «…Мусорный бак вместо кроватки. Коробка из-под пиццы вместо подушки, газета вместо одеяла, смятые салфетки вместо матраса…»
 
Хорошая шутка, не правда ли? Что это за мать, которая выкидывает собственное дитя?

Сегодня Эйприл исполнилось четырнадцать, и теперь её очередь искать и находить. Может быть Эйприл даже удастся найти её настоящую маму.
 
 
«Вики–Ангел»
 
Две девочки Вики и Джейд дружили – не разлей вода. А однажды поссорились. И одна подруге говорит: «Да отстань от меня!» Вики побежала через улицу и попала под машину. Врачи ничего не смогли сделать.
Как-то в школьном сочинении «Причины для радости» Вики написала: «Жизнь коротка, никогда не знаешь, сколько осталось, чтобы прожить как следует. Не тратьте время на нытьё! Получайте удовольствие!»
После смерти Вики является своей подруге в образе Ангела, и каждое её появление доводит Джейд до отчаяния. Она и без того чувствует себя виноватой в смерти любимой подруги. Джейд начинает сама с собой разговаривать, не может есть и пить, едва не сходит с ума. Она, как и раньше, делает всё только то, что нравится Вики, советуется с Вики, и больше ей никто не нужен.
И шансов выпутаться из этой ситуации у Джейд почти нет. Ей говорят: «Мы тебя любим». Но девочка не верит, потому что верить привыкла только соей лучшей подруге, мёртвой Вики, девочке-призраку.
«Вики-ангел» - это книга о смерти. О том, что с ней нельзя примириться и нельзя её понять. Книга о том, что все мы смертны, и о том, что, несмотря на потерю близких людей, надо продолжать жить.
 
«Лола Роза»
 
Всё начинается как в кино: выигрыш в лотерею даёт Джейни и её маме шанс начать новую жизнь и забыть о побоях отца. Они совершают настоящий побег в Лондон. Ночёвка в отеле, фальшивые паспорта, и вот Джейни выбирает себе новое, взрослое имя – Лола Роза.
Но деньги, как и приключения, имеют свойство заканчиваться, и Лоле Розе самой приходится повзрослеть.
 
 
 
 
«Плохие Девчонки»
 
Главная героиня Мэнди Уайт страдает от одиночества. Мама не разрешает ей одеваться по-взрослому.
Одноклассницы: Ким, Мэлани и Сара издеваются над ней, а Мэлани – когда-то лучшая подруга – предаёт её.
Мэнди была совсем одна, пока не познакомилась с Таней – отчаянной, смелой и весёлой девчонкой. С Таней ничего не страшно.
Вот только мама почему-то считает её плохой девчонкой и запрещает с ней дружить. Видимо потому, что Таня – девочка из приюта, она экстравагантна, с короткими рыжими волосами на высоченных каблуках, к тому же, употребляющая такие «словечки»!
 
«Уроки любви»
 
У пятнадцатилетней Пруденс и её сестры Грейс очень строгий папа, настоящий домашний тиран. Он запрещает дочерям учиться в школе, общаться со сверстниками, читать журналы, выходить одним из дома. И когда папа серьёзно заболел, девочки идут в школу.
Младшая, толстая и «тупая как осёл» (по папочкиному выражению) Грейс хорошо пишет вступительный тест и в первый же день находит себе подружек. Старшая же, умница Пруденс, от волнения «заваливает» тест, оказывается в классе коррекции, немедленно нарывается на конфликт с учителями и одноклассницами.
Если бы не Рэкс, симпатичный молодой учитель рисования, девушка так и осталась бы среди сверстников белой вороной. И всё было бы хорошо, если бы Пруденс не влюбилась в своего учителя.
Первая любовь, к тому же безответная, опять другая школа, где девочка больше не увидит своего возлюбленного. Но время, как говорят, лечит. Всё проходит – пройдёт и это чувство.

Составитель:         С.А. Шульга,  главный библиотекарь ОДБ им. А.М. Горького, Новосибирск