написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Пожарная безопасность детям
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 

Дуновение вдохновения. Телекоммуникационный конкурс детского литературного творчества

 
Итоги областного телекоммуникационного конкурса детского литературного творчества
 
«Дуновение вдохновения»
 
(2007 г. – «Я – читатель! ») 
 
Закончился ежегодный Сибирский региональный телекоммуникационный конкурс детского литературного творчества «Дуновение вдохновения», который был проведен  среди учащихся 5-9 кл. через сервис электронной почты с 1 июня по 20 сентября 2007 г. Новосибирской областной детской библиотекой им. А.М. Горького.
 
Конкурс показал большой интерес детей к литературному творчеству. Они ярко, красочно, талантливо выразили свое душевное состояние в конкурсных работах.
 
В Оргкомитет конкурса было прислано 66 поэтических и прозаических произведений, участниками конкурса стали ребята из 12 районов области (Венгеровского, Карасукского, Коченевского,   Краснозерского, Кыштовского, Мошковского, Новосибирского сельского, Ордынского, Татарского, Убинского, Черепановского, Чулымского районов).
 
Жюри конкурса отобрало 7 лучших работ для награждения дипломами и ценными призами. Все участники конкурса получат дипломы, а их творческие руководители – благодарственные письма. Лучшие конкурсные работы выставлены на сайте библиотеки.
 
Выражаем благодарность всем ребятам, педагогам и библиотекарям за активное участие в конкурсе и желаем дальнейших творческих удач.  До новых встреч!
 
Номинация «Проза»
 
Победители  в возрастной группе 5 – 6 кл.
2 место. Гимадеев Альберт, учащийся 5 кл. Карасукской СОШ №1
3 место. Баштанова Наташа, учащаяся 5 кл. Краснозерской СОШ
               Мельников Владимир, учащийся 6 кл. Мошковской СОШ№1
               Петраков Николай, учащийся 6 кл. Коченевской  СОШ № 1
 
Победители  в возрастной группе 7 – 9 кл.
 
3 место. Воронцова Валерия, учащаяся 8 кл. Черепановской СОШ № 3
                   Логинова Жанна, учащаяся 8 кл. Венгеровской СОШ № 1
 
Номинация «Поэзия»
 
Победители  в возрастной группе 7 - 9 кл.
3 место. Гук Петр, учащийся 7 кл. Карасукской СОШ № 1
 
 
Н.Н. Федоренко, руководитель проекта, зам. директора библиотеки         
 
 

 
РАБОТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА
 
 
Я - читатель
 
Для каждого человека книги значат очень много. Из них он учится познавать мир, учится отличать правду от лжи, добро от зла. По примеру своих любимых героев он совершает благородные поступки, помогает людям, стремится к новым и новым вершинам. Приходим в мир мы еще совсем маленькими, когда слушаем сказки, которые нам на ночь читает мама, такие добрые и ласковые. А в этом возрасте дети еще не читатели, а слушатели, и каждый раз, слушая сказку, мы проживаем ее вместе с ее героями: тянем репку вместе с дедом, плачем вместе с зайчиком, когда его прогнала лиса. Вместе с нами растут и герои наших любимых книг. Нашими лучшими друзьями становятся Незнайка, Буратино, Том Сойер.
 
Когда я училась в первом классе, моей настольной книгой была повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, кот и пес».
Я читала книгу и мечтала, как и дядя Федор, попасть в эту замечательную деревню Простоквашино, где много пустых домов, а коты и собаки могут разговаривать. К сожалению, такой деревни не оказалось на карте. С выходом новых книг Успенского, в которых описывались дальнейшие приключения дяди Федора, я спешила в библиотеку, чтобы скорее прочитать о них.
 
Также я очень люблю энциклопедии. Эти книги - наши верные помощники на протяжении многих лет, из них мы узнаем много всего нового и интересного. Нет такой области знаний, о которых не пишет серия энциклопедий «Я познаю мир». В ней собрана информация практически обо всем, что может интересовать детей и взрослых.
Сейчас моя любимая книга - это «Маленький принц», которую написал Антуан де Сент-Экзюпери. Я считаю, что тот, кто не читал ее - не знает жизни. В ней рассказывается о настоящей дружбе, верности, о настоящих и искренних чувствах, которые могут быть присущи тем, кто внутри всегда ребенок.
 
И мне грустно, что когда-то я вырасту, и буду смотреть на мир другими глазами.   Но мне в это пока не верится.
Мне очень нравится, прочитав книгу, увидеть ее потом на экране, будь то мультфильм или художественный фильм. Мне нравится в предвкушении просмотра представлять, что я увижу и совпадут ли мои представления о героях книг с тем, что я увижу на экране, насколько близки мои фантазии с представлением режиссера.
 
Иногда получается наоборот, сначала я смотрю мультфильм, а уже потом читаю книгу, и тогда мне интересно сравнить, совпало ли произведение со сценарием. И обычно в книге открывается много нового того, что не смог показать экран.
Наверное, писатели, которые создают книги - это совершенно удивительный народ. Мне бы очень хотелось быть знакомой с Астрид Линдгрен или с Виктором Драгунским. Я очень люблю детские журналы. Например, «Миша», «Мурзилка», «Классный журнал», «Открой мир с Волли». Для меня эти журналы - настоящий клад полезных знаний, веселых и забавных развлечений. Загадки и задачки, которые публикуют в этих журналах, помогают нам тренировать память, внимание, развивать логическое мышление. Материалы о разных странах, континентах, морях и океанах расширяют наш кругозор, знакомят нас с интересными растениями и животными. Полезные советы психологов, различных специалистов помогают нам в разных ситуациях: правильно вести себя на дороге, уметь оказать первую помощь, не оставаться равнодушными к чужой боли. Конкурсы, которые проводят эти журналы, помогают нам проверить свои знания, а странички знакомств дарят нам своих друзей. Я - читатель, а значит я - счастливый человек.
 
Потому что, когда я читаю, я могу побывать и принцессой, и Золушкой, и Мальвиной, и Белоснежкой. Когда я читатель, я могу побывать и в любой стране, настоящей и сказочной. Могу погрузиться в мир волшебства и фантастики.
 
Я читатель, а это значит, мне по плечу любые ситуации, любые профессии, любые испытания. Я знаю, что книга всегда будет моим верным другом и пропуском в настоящую жизнь. Я горжусь, что я - Читатель!
 
Баштанова Наталья, учащаяся 5 кл. Краснозерской СОШ
 

Путевые записки заядлой путешественницы  по книжным мирам Воронцовой Валерии

 
10.03.07г. Итак, усевшись в кресло поудобнее, захватив пакет печенья и чашку чая, я отправляюсь в путешествие. Путешествие в мир книг. Сегодня меня ждет мир Гарри Поттера и его друзей - легендарных героев шести книг Джоан Роулинг. Что ж, книги со мной – путешествие начинается!
 
…Как же здорово узнать, что ты – волшебник. Как завидую я Гарри, Рону, Гермионе и всем юным волшебникам из самой необычной школы на свете – Хогвартса. Вот, оседлав метлу, они мчатся навстречу ветру за крошечным снитчем, или, зайдя в «Сладкое королевство», пробуют разноцветные леденцы с разными вкусами. А все эти необыкновенные уроки: зельеварение, заклинания, трансфигурация, уход за магическими существами – насколько же это интереснее наших обычных школьных предметов!
 
…Не знаю, хватило бы у меня храбрости противостоять злу, как делают это Гарри и его друзья. Все понимают, что зло – это плохо, но не все готовы отдать жизнь за счастье других. В этом мире много зла, но есть и добро, любовь, дружба. Все это помогает в борьбе против Волан-де-Морта и его приспешников.
 
…Грозный василиск, гигантские пауки, соплохвосты, дементоры, а самое главное – предательство  людей – вот то, чему приходится давать отпор. Но здесь же и доброта Молли Уизли, и храбрость Хагрида, и верность друзей, и любовь… От книги к книге я открываю для себя  разные взаимоотношения между людьми, разные характеры, разные настроения.
 
Самым  сильным потрясением для меня стало убийство Альбуса Дамблдора, мне казалось, что это единственный волшебник, с которым не может случиться ничего плохого. А еще мне не нравится отношение Перси к своей семье.
 
Несколько лет назад в нашей Детской библиотеке организовался Клуб поклонников Гарри Поттера. В красивых мантиях мы собирались на наши занятия, где библиотекари имитировали уроки в Хогвартсе. Мы  составляли зелья, отвечали на вопросы по истории магии и уходу за магическими существами, играли в различные игры. Мы придумали выставку, где были расположены различные «волшебные» и «магические» вещи: сова, метла, невидимая книга, жабросли, волшебные палочки, крыса Короста и т.д., а также мы сделали иллюстрации к книгам. Каждому участнику клуба был выдан членский билет и значок.
 
…Мир  книг о Гарри Потере непредсказуем, каждая книга удивляет неожиданными поворотами сюжета. Как же хочется погрузиться в сюжет седьмой книги – жду ее с нетерпением.   …Из путешествия я вернулась с совой…
 
09.04.07г. Я снова в дороге. И снова волшебный мир – темный и загадочный мир Мрака. Его великий Маг Тьмы – Мефодий Буслаев и самый обычный младший страж света Дафна. Дафна получает задание, от которого зависит судьба самого Эдема, она секретный агент Света во мраке, она  – опекун Мефодия, но кто кого опекает в этом мире – это еще вопрос!
… Совершенно неожиданно Мефодий получил абсолютную силу, которую сложно отнять и невозможно подчинить… А где-то рядом бродит бдительный старший менагер некроотдела, а попросту «смерть с косой»- Аида Плаховна Мамзелькина.
… У Дафны есть крылья, флейта и Депресняк – адский котик, у Мефодия – меч  Древнира, а впереди лабиринт в храме Вечного Ристалища, поединок с бывшим повелителем мрака Кводноном и много-много различных схваток и противостояний, из которых Мефодий выходит с честью, от книги к книге взрослея не только физически, но и нравственно.
…Но у Мефодия есть и друзья: Ирка, получившая крылатый шлем валькирий и ставшая Девой-воительницей, Петр Чимоданов, способный оживить любого монстра, Наташа Вихрова, влюбляющая в себя любого и повелитель воды – Евгеша Мошкин. Как же мне хочется быть вместе с ними, повелевая какой-нибудь из стихий или имея какие-либо другие волшебные способности…
…Мир Мефодия Буслаева не только о вечном противостоянии света и мрака, но и о дружбе, взаимовыручке и верности.
…Станет ли Мефодий повелителем Мрака, как пересечется сюжет книг о Мефодии и  о Тане Гроттер, впереди еще очень много загадок и, надеюсь, разгадок. Жду продолжения.
…Из путешествия вернулась с адским котиком, но в нашем мире он выглядит обычным котом…
 
02.05.07г. …Я мчусь на контрабасе бок о бок с Таней Гроттер. Вот так средство передвижения – не сравнить с нашими! Неужели Дмитрий Емец учился в музыкальной школе?
…Тибидохс не похож на Хогвартс и, чтобы не говорили и не сравнивали – мир Гарри Поттера и мир Тани Гроттер – это абсолютно разные миры. Таня Гроттер не воспринимается только как персонаж книги, ее можно сравнить со мной, с любой моей подругой. У нее такие же интересы, мечты, желания…
…И вновь загадочная школа, возглавляемая академиком Сарданапалом Черноморовым. Здесь учился отец Тани - белый маг Леопольд Гроттер. Таня тоже на светлом отделении. Интересно, на каком бы отделении оказалась я – светлом или темном?.. Поклеп Поклепыч, Медузия,Великая Зуби, Клопп, Тарарах преподавали бы мне теорию и практику магии. А вместо обычных уроков физкультуры в Тибидохсе – увлекательнейший драконбол. Ах, мне бы полетать вместе со всеми, хоть на резиновом крокодиле, в матче с невидимками, а то и в матче со сборной вечности. Кстати, в сборную вечности, где собраны самые известные игроки всех времен и народов, входил и Леопольд Гроттер, до одного происшествия. А вот в сборной невидимок блистает несравненный Гурий Пуппер.
…А какая здесь любовная интрига - Таня и Ванька Валялкин, Таня и Гурий Пуппер, Таня и Глеб Бейбарсов, Таня и Ург! Да еще и древние артефакты пытаются вмешаться в сложные взаимоотношения, например, Локон Афродиты, от коварства которого Таню спасает только собственная интуиция и магия Сарданапала.
…Между делом приходится разбираться с Исчезающим Этажом, поддерживать Жуткие ворота, искать Трон Древнира, возвращать Посох Волхвов, усыплять Колодец Посейдона, выживать в таинственном параллельном мире. Но Таня всегда с друзьями, а с ними ничего не страшно и все возможно! Скорее бы вышла следующая книга – я уже готова к дальнейшим приключениям!
…Из путешествия я вернулась на контрабасе…
 
 31.05.07г. И вновь я в пути. На этот раз мне предстоит увлекательное путешествие по миру книг Лене Каабербол «Ведьма».Вилл и Ирма, Тарани, Корнелия и Хай Лин – эти пять обычных подруг-школьниц из маленького городка Хитерфилда спасают вселенную по первому зову Оракула, а в свободное время ходят в школу, влюбляются, встречаются с мальчиками и устраивают веселые вечеринки.
 Вилл увлекается плаванием и каждый день ходит в бассейн, Ирма обожает слушать музыку и мечтает стать певицей. Тарани любит фотографировать, но не любит позировать, Корнелия профессионально занимается фигурным катанием и уже стала чемпионом школы. Хай Лин хорошо рисует и собирается стать художником.
… Как бы мне хотелось хоть один раз полетать на волшебных крылышках, поглядеть хоть одним глазом на людей-ящериц в волшебном мире Мередиане, где подруга пяти Стражниц Элион стала королевой… А ещё мне хотелось бы побывать в Кондракаре – волшебном оплоте братства Кондракара, где обитает Оракул и его верный советник Тибор.
 Мне хотелось бы очутиться в волшебной Стране Тысячи Рек, которую Стражницы спасли от исполненной зла Ледяной королевы; в магическом мире Найдорне, где Вилл, Ирма, Тарани, Корнелия и Хай Лин спасли Вечное Дитя от гнусного предателя Халона.
 …Из путешествия вернулась с подвеской в виде Сердца Кондракара…
 
24.06.07г. И вот я вновь готова к очередному книжному путешествию. Сегодня я отправляюсь в Норвегию, в гости к Самсону и Роберто – псу и коту, у которых есть самая настоящая гостиница для зверей. С этими двумя верными друзьями я пережила три увлекательнейших приключения – например, когда они только переехали в свой пансионат «Раздолье-над-фьордом», владелец деревенской лавочки – аист по фамилии фон Страус - рассказал им, что в их гостинице живет привидение! Правда, потом оказалось, что «привидением» была барсучиха Грета, которую Самсон и Роберто сделали в гостинице рассыльным. Грета рассказала им, что все прежние хозяева пансионата (кроме старого дядюшки Рин-Тин-Тэя, который и оставил Самсону в наследство эту гостиницу) пытались выжить её из маленького домика под верандой. Так Грета и стала «привидением»!
 
Позже к ним в пансионат прибыли несколько постояльцев: шотландский поэт Грегор - талантливый крот с тяжёлым характером, по уши влюблённый в Грету, и старая индюшка фрекен Криллеберг, отличающаяся ужасно брюзгливым нравом.
Также у них появились и другие друзья – выдра Улли – мастерица-на-все-руки, крыс Бенни – редактор местной газеты, очередной постоялец пансионата – налим Хельге, для которого Улли соорудила специальный номер для налимов, основная задумка которого состояла в трубе, которая постоянно закачивала свежую морскую воду прямо в ванну, стоящую в номере.
 
В пансионате «Раздолье-над-фьордом» даже останавливались мировые знаменитости – рок-группа «Крутые ребята». Благодаря тому, что фрекен Криллеберг, всегда мечтавшая играть на контрабасе, украла у них бас-гитару (которая звучит как контрабас), Хельге, обладающий великолепным басом, заменил на концерте бас-гитару и прославился на весь мир! А позже «Крутые ребята» взяли фрекен Криллеберг  и Хельге в состав группы!  «Я – ваш новый шериф! Всем лечь на землю! Не поднимать головы или я пущу в ход водяную пушку!» - с этими словами в гостинице Самсона и Роберто появляется весьма неприятный огромный зубастый пёс. С ним шутки плохи – чуть что, налапники и в тюрьму! А в это время в пансионат «Раздолье-над-фьордом» прибывает новый постоялец – итальянский бобр Марио, который хочет отыскать старинный рецепт бузинного сока, который составил его предок – францисканский патер Пьетро, живший ещё в четырнадцатом веке! Этот сок обладал удивительными свойствами: выпив его, звери делались чрезвычайно счастливыми и весёлыми.
 
  …И вот все звери, собравшиеся в пансионате: Улли, Грета, Грегор, Марио, фон Страус, Бенни и, конечно, Самсон и Роберто отправились в полёт над лесом на воздушном шаре Марио. Как выяснилось, в лесу должны были находиться развалины монастыря, основанного Пьетро и семью другими бобрами-францисканцами. Развалин они не нашли, но нашли монастырские подвалы, из которых вёл потайной ход, и вёл он прямиком… в  подвал пансионата «Раздолье-над-фьордом»! И, наконец, звери нашли подвал, в котором находилось множество кувшинов и кувшинчиков – на них были самые разнообразные надписи: «Перья какаду», «Мотыльковые крылышки» и – о чудо! – в одном из сосудов оказалась старая бобровая шкура с рецептом волшебного сока!
 
Но что это? Пока все были в подвале, злобный шериф замуровал их там и потребовал отдать ему рецепт и все ингредиенты для него! Но, к счастью, рецепт был на латыни, а никто, кроме Марио, не знал этого языка. И Марио продиктовал шерифу рецепт концентрированного сока! Поэтому шериф стал просто ужас как счастлив! И, разумеется, всех выпустил.
В Италию Марио улетал, сжимая в лапе заветный рецепт патера Пьетро…
…Из путешествия вернулась с диском «Крутых ребят» и кувшинчиком бузинного сока…
 
28.07.07г. Как я завидую тем ребятам, которым еще только предстоит открыть книги из этих серий, ощутить первый восторг от прочитанного, пережить все приключения. Но и у меня всегда есть возможность перечитать их (что я и делала уже по несколько раз), а также насладиться новой книгой в любимых сериях. Уважаемые писатели, пишите для нас – мы ждем ваших книг с нетерпением!!!
 
 
Валерия Воронцова, учащаяся 8 кл. Черепановской СОШ № 3
 

Книга в моей жизни

 
Как хорошо, что есть на свете книги
Нам скучно было бы без них...
 
-  Ну-ка, милый друг, скажи, какую книгу ты любишь больше всего? Чур, назвать только одну.
-  "Остров сокровищ", "Маугли", а ещё "Приключения капитана Врунгеля"
-  Постой, я же просил только одну книгу назвать.
-  Одну не могу. Вот когда прочту немного больше, тогда и скажу.
-  Нет, я думаю, даже если ты прочтёшь все книги на свете, то и тогда не сумеешь назвать самую интересную, самую полезную, потому что все книги, мне кажется, чему-то учат.
 
Одни книги учат меня быть добрым, честным, смелым; другие знакомят с тем, как устроен окружающий нас мир, со всем, что сделано природой и руками человека.
 
Очень люблю книги об увлекательных путешествиях. И вместе с героями парить в небе на воздушном шаре, бороздить по морям и океанам на огромном корабле или на «Беде» отважного капитана Врунгеля.  Ты, милый друг, наверное, как и я, больше всего любишь книги о чудесах?
 
Мне кажется, сама книга и есть величайшее из чудес на свете. Подумать только: я читаю про страну, в которой никогда не был, и словно оказываюсь в ней. Как только я раскрою книгу «Айвенго», повествующую о веке рыцарей, и вот они уже передо мной. Слышу звон мечей, ржание боевых коней, будто я, став невидимкой, действительно перенёсся в далёкое прошлое... Разве ж это не чудо!
 
Читая книги о приключениях, печалях и радостях людей, которых никогда не видел, я вместе с ними горюю или смеюсь.
Вспоминаю "Остров сокровищ", как начались мои приключения на море, переживаю за Маугли, участвую в проделках Незнайки и его друзей.
Вот какое чудо - книга!
Я люблю книгу, она всегда будет в моей жизни помощником, советчиком, верным другом. С ней я совершу много открытий и путешествий.
Ведь я прав, мой милый друг?
 
Гимадеев Альберт, учащийся 5 кл. Карасукской СОШ № 1
 

 
Сказка о том, как Иван читать научился
 
В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жила-была царская семья: царь Светозар, царица Анна и единственный сын их Иван. Шла об этой семье добрая слава. Светозар и Анна были людьми умнейшими в тридевятом государстве: не было вопроса, на который они не ответили бы, не было задачи, которую они не разрешили бы. И о сыне их ходила молва: он и статен и высок; в бою смел и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет. Да и нрав Иванушки спокойный, ласковый, никогда он грубого слова не скажет, никого зря не обидит. Но был лишь один недостаток у Ивана – не хотел он грамоте учиться. Тут-то пришло время жениться Иванушке. Ни одна красна-девица не вышла замуж за царевича. Загоревал Иван.
 
Посовещались родители и на семейном совете решили, что заставлять грамоте учиться Ваню нужно силой.
Пригласили лучших заморских лингвистов и литераторов. Встретили гостей  хлебом-солью. Гости остались довольны такому приему.
 
На следующее утро приступили они к учению. Открыли азбуку и велели царевичу повторять:
- Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…
- Буки, Аз, Добро, Глаголь, Веди, - начал, было, Иван баловаться. Но строгие учителя быстро пресекли всякое баловство.
Целый год пытались высшие умы выучить грамоту с Иваном, но не поддавался он учению, не было у него желания. Распрощались учителя заморские и уплыли восвояси.
Затужили горько батюшка и матушка. Услыхала про эту беду одна старуха и отправилась во дворец златой.
- Помогу я тебе, Светозар, но и ты заплати мне достойно.
На что ответил Светозар:
- Заплачу я тебе достойно, говори, что надумала.
Зашептала старуха:
- Кто хочет грамоте выучиться, к чтению приучиться, тот сам это сделает. Но будет это нелегко. Иван выучится тогда, когда трое железных башмаков износит, трое посохов железных изломает, трое хлебов железных изглодает.
 
Отблагодарили Светозар и Анна старуху. Засобирался Иван – царский сын в путь-дорогу. Заказал Иванушка трое башмаков железных, трое посохов железных и трое хлебов железных. И отправился к матушке – Чтению в Наукоград.
 
Шел он чистым полем, шел темным лесом, высокими горами. И никто не мог Ваню тронуть: волки серые, медведи, лисы – все сбегались посмотреть на того смельчака, который не испугался столь длинного и долгого пути в Наукоград.  Износил он башмаки железные, посох железный изломал, хлеб железный изглодал. Выходит Иванушка на поляну и видит: стоит избушка на курьих ножках – вертится.
 
Говорит Иван:
- Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом! Мне в тебя лезть – хлеба есть.
Повернулась изба к Ивану. Зашел Ваня в избушку и видит: сидит там Баба – Яга детективы читает.
Увидела Яга  Ивана и зашумела:
- Тьфу – тьфу, русским духом пахнет!!! Добрый молодец, дело пытаешь аль от дела лытаешь?
- Иду я, бабушка, в Наукоград, чтению учиться.
- О, долго тебе идти: за тридевять земель, в тридесятое королевство. Но я тебе помогу. Дарю я тебе обложку для книги. Но она не простая, а волшебная. Когда придешь в Наукоград, даст тебе слуга Чтения, учитель литературы, букварь, а ты надень обложку на книгу и поможет она тебе.
 
Поблагодарил Иванушка Бабу-Ягу и пошел. Потемнел лес, страшно стало Ивану, боится шагнуть, а на встречу кот. Прыгнул к Ване и замурлыкал:
- Не бойся, Ванечка, иди вперед. Будет страшнее, а ты иди, иди, не оглядывайся.
Потерся кот спинкой и пропал. Пошел Иван дальше. Лес стал еще темней. Шел, шел Ваня, башмаки железные износил он, посох железный изломал, хлеб железный изглодал.
Пришел к  избе на курьих ножках. Вокруг тын, на кольях черепа и каждый череп огнем горит.
Молвил Иван:
-Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом! Мне в тебя лезть – хлеба есть.
Повернулась изба к Ивану. Зашел Ваня в избушку и видит: сидит там Баба – Яга Карамзина читает.
Увидела Яга  Ивана и зашумела:
-Тьфу – тьфу, русским духом пахнет!!! Добрый молодец, дело пытаешь аль от дела лытаешь?
- Иду я, бабушка, в Наукоград, чтению учиться.
- У моей сестры был?
- Был, бабушка.
- Ладно, добрый молодец, помогу я тебе. Бери златую подставку для книги. Но она не простая, а волшебная. Когда придешь в Наукоград, даст тебе слуга Чтения, учитель литературы, букварь, а ты книгу поставь в подставку и поможет она тебе.
 
Поблагодарил Иванушка Бабу-Ягу и пошел. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно Ивану стало. Глядь, а на встречу, собака бежит.
- Ав, ав, Ванюша, не бойся, иди! Будет страшнее – не оглядывайся…
 
Сказала и была такова. Пошел Иван, а лес стал еще темнее.… Идет Иванушка, идет, назад не оглянется.
Долго ли коротко шел - башмаки железные износил он, посох железный изломал, хлеб железный изглодал.
Вышел на поляну, а там избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях черепа лошадиные; каждый череп огнем горит. Говорит  Иван:
- Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом! Мне в тебя лезть – хлеба есть.
Повернулась изба к Ивану. Зашел Ваня в избушку и видит: сидит там Баба – Яга «Сказание о полку Игореве» читает.
Увидела Яга  Ивана и зашумела:
- Тьфу – тьфу, русским духом пахнет!!! Добрый молодец, дело пытаешь аль от дела лытаешь?
- Иду я, бабушка, в Наукоград, чтению учиться.
- Трудно будет попасть тебе во дворец, да я помогу. Вот, держи, это волшебная серебряная закладка. Когда придешь в Наукоград, даст тебе слуга Чтения, учитель литературы, букварь, а ты вложи закладку в книгу и поможет она тебе. - Спасибо, бабушка.
- Спасибо после скажешь.
 
Распрощался Иван с Бабой – Ягой и пошел дальше. Зашумел, загудел лес; поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезали – да все на Ивана. И видит Иванушка – бежит на встречу серый волк.
- Не горюй, - говорит он, - а садись на меня и не оглядывайся.
 
Сел Ваня на серого волка, и только его и видели.
Впереди степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега кисельные, горы в облака упираются. А Иванушка скачет и скачет. И вот перед Иваном хрустальный терем, крыльцо резное, окна узорчатые.
- Ну, - говорит волк, - слезай, Иванушка, иди и нанимайся в ученики.
Слез Иван, взял свой рюкзак, поблагодарил волка и пошел к хрустальному терему. Видит Иванушка стоят на крыльце стражники.
- Стой, кто идет?
- Пришел я в ваш город чтению учиться.
- Ну, раз так, проходи.
 
Прошел Иван в терем хрустальный и удивился: все что-то пишут, читают, считают. Застыл Иван и не знает, что делать и не знает, куда идти дальше. Вдруг подходит к нему высокая, худощавая женщина и говорит:
- Здравствуй, Иван, зачем пожаловал в наш город?
- Не знаю, как вас звать, как величать, а пришел я в ваш город чтению учиться!
- Ну, раз так, проходи, давно мы тебя ждем.
 
Пригласили Ивана в большую, светлую комнату, посадили за резной дубовый стол и вручили новенькую азбуку.
-  Вот Иван, эта азбука первый этап. Первая ступенька на пути к знаниям. В течении одиннадцати лет ты будешь учиться чтению и другим наукам. Но есть одно условие: обложки книги не должны стариться, страницы не рваться и сами книги во время занятий не лежать на столе. Надеюсь, ты сможешь выполнить эти несложные требования?
- Да, конечно.
 
Начались занятия. Достал Ваня подарки Бабок – Ёжек и удивились учителя красоте их, но не придали этому никакого значения. А совсем скоро подарочки начали творить  чудеса: у Ивана повысилась успеваемость, с большим желанием шел на уроки, книги стали  лучшими друзьями, а чтение любимым занятием.
Одиннадцать лет пролетели незаметно. Иван получил диплом квалифицированного читателя и отправился домой.
Отец и мать Ивана встречали с радостью, с честью; гонцов разослали во все земли с вестью, что возвратился их сын. В городе звон, по ушам трезвон, трубы гудят, бубны стучат. И невеста царевичу нашлась.
Четыре венца заказали, две свадьбы пировали, на веселье на радостях пир горой, мед рекой!
Деды дедов там были, мед пили, и до нас дошло, по усам текло, в рот не попало; только ведомо стало, что Иван по смерти отца принял царский венец, правил со славой. И приказал по всему государству построить библиотеки и детей от мала до велика чтению учить. И в роды родов славилось имя царя Ивана Светозаровича.
 
 
Жанна Логинова, учащаяся 8 кл. Венгеровской СОШ № 1
 

 
                                                            Привет, Никита!
 
Очень я по тебе соскучился. Хорошо тебе на юге – жара. А у нас дожди да дожди. Бывает, правда, солнышко палит весь день, а к вечеру опять дождик. Лето у меня выдалось трудное.  «Работаю» нянькой: вожусь с младшим братом Стасом и ещё грядки полю. Одна радость в жизни – книги. Ты же знаешь, Никит, я всегда любил читать. Раньше – повести, рассказы о войне, потом - фантастику. А теперь…
 
Помню, пришёл я как-то в начале учебного года в библиотеку, а там – выставка новых книг. Обложки яркие, красочные! Выбрал я книгу В. Арчера  «Алтарь Василиска», пришёл домой, начал читать и попал в увлекательный мир магии и волшебства… Я уже вроде не я, а король Норрен, который хочет уничтожить злого и властолюбивого мага Каморру, помочь магам Келады остановить нашествие дикарей-людоедов… Читаю страницу за страницей с одной единственной мыслью: «А что же дальше? Будут ли разбиты тёмные силы, победит ли добро?»
 
В реальный мир меня возвращает откуда-то издалека доносящийся голос мамы: «Вова, сходи за хлебом!» Чтение приходится прервать на самом интересном месте и идти в магазин. Иду.
А во дворе Стёпка Сидоров, как всегда, отбирает деньги у какого-то малявки.
- Ах ты, Каморра поганый! – возмущаюсь я, бросаюсь на обидчика с кулаками и освобождаю пленника.
 
...Весело перепрыгивая через лужи, размахиваю пакетом с хлебом и размышляю на ходу: «Здоровская книга! Кажется, я уже читал чем-то похожие на эту.… Но какие? – и тут меня осенило, - вспомнил! Эпопея Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец». В ней ведь тоже показан волшебный мир. Только не подземное государство Лур, как в книге В. Арчера «Алтарь Василиска», а мифическое Средиземноморье. И героические битвы с волколаками и орками, чудовищными троллями есть, и враг – Чёрный Властелин Саурон, мечтающий подчинить своей власти весь мир, имеется… Прав я или нет? – немного засомневался я, - пойду завтра в библиотеку – узнаю!»
 
Рано утром я уже в библиотеке.
- Конечно, Вова, ты совершенно прав! – рассеяла мои сомнения библиотекарь, - эти книги – фэнтези, сказочная фантастика, восходящая к древним мифологическим традициям. Фэнтези – фантастика мечей и волшебства – расцвела пышным цветом в России 90-х годов. Хотя основоположником традиций фэнтези был англичанин Дж. Р. Р. Толкиен. Сегодня у этого жанра много поклонников, в том числе и среди подростков. А ты хотел бы ещё почитать подобные книги?
- Да, обязательно.
 
И пошло, поехало…  Я читал запоем. Ник Перумов, Б. Джейкс, Д. Дудко, А. Гарнер, Йон Колфер, П. Рэде, Д. Емец…  Да разве перечислишь всех авторов, книги которых я прочёл!
Никита, высылаю тебе свою фотографию. Здесь я в окружении моих любимых друзей – книг. Многие из них я перечитывал по несколько раз, отрывки из некоторых даже наизусть помню.  Даже порой кажется, что написал их не конкретный автор, а я сам. Мне нравятся эти книги тем, что в них пишут о простых, но важных и увлекательных вещах – о том, что жить надо весело, но радостную жизнь иногда приходится защищать от злобы и зависти; о том, что, заступаясь за слабого ты становишься сильнее и можешь совершить подвиг. И ещё в них добро всегда побеждает зло. Хорошо, если бы и в жизни было так!
 
Фэнтези для меня – своеобразная жизненно необходимая сила, энергия, которую мне хочется постоянно получать из этих книг. И я буду продолжать их читать. Так что, дорогой друг Никита, приезжай скорей. Вместе будем ходить в библиотеку, читать фэнтези.
                                                                                                         До свидания. Твой друг Вова.
Владимир Мельников, учащийся 6 кл. Мошковской СОШ № 1
 

 
Книга детства
 
 
Родная книга детства моего!
С твоих страниц я узнавал секреты,
Я понимал, что «зло», а что «добро»,
Давала иногда ты мне советы.
 
Ты мне дарила целые миры:
Подводные, небесные, земные.
В тебе сокрыты мудрые дары
И персонажи сказок, как живые.
 
Ты научила не бояться зла,
Любить животных, всю нашу планету.
О, книга детства, где б остался я!
Родней тебя, любимей просто нету!
 
«Спасибо», я хочу тебе сказать.
Твоим страницам, буквам, запятым.
Ты учишь нас: и верить, и мечтать.
Так будь же вечно нашим другом ты.
 
Как только нужно что-то нам узнать:
Чего не знают ни друзья, ни мамы-
К тебе бежим, тебя спешим читать.
Весь мир хотим понять мы сами.
 
Никто не может лучше быть, чем ты! Незаменима книга на века.
Людское знание хранят твои листы,
И  любит тебя каждая рука...
 
Мы все взрослеем, каждый в черед свой,
Но иногда так хочется вернуться
В родное детство, к книге дорогой
И вновь читать, вновь в сказку окунуться.
 
 
Петр Гук, учащийся 7 кл. Карасукской СОШ  № 1
 
 

 
«Молодильные яблоки»
 
 
Как я стал читателем
 
Читателем я стал с трех  лет, а вот книголюбом одновременно с тем, как начал ходить. Это я знаю из рассказов мамы. Однажды когда мне было года полтора бабушка, придя с работы, увидела, что моя мама читает мне русскую народную сказку «Молодильные яблоки».Она очень удивилась, зачем такому маленькому она читает такую сказку. На что мама сказала: « Я не знаю, что он понимает, но зато слушает с каким упоением». Я конечно сейчас и сам не скажу чем, так заинтересовала тогда меня эта сказка. Но возможно она и сейчас играет в моей жизни огромную роль. Моими « молодильными яблоками» стали книги. Я уже писал, что читать я начал с трех лет, и с этого возраста книга стала моим верным постоянным другом. Даже в детском саду все воспитатели знали, где меня искать, когда не видели с игрушками. Я сидел в уголке с книгами и рассматривал картинки. Как только воспитатели поняли, что я умею читать, они стали поручать мне чтение книг  перед группой, а сами  сидели в сторонке. Наверное, мое чтение их забавляло, а иначе, зачем они это делали?
 
Книга и я сейчас
 
А потом началась школа. Казалось бы, читай, читай, читай…    Я, конечно, читаю, но все хочется успеть и музыке научиться и компьютер освоить и в конкурсах с концертами поучаствовать, а еще с друзьями пообщаться и учиться неплохо бы на пять.  И все-таки когда я попадаю в библиотеку,  всегда набираю несколько книг. Не всегда мне удается сразу прочитать книгу от начала до конца, но если у меня это получается, то я очень рад! Хотя я рано стал  читать сам, все равно люблю, когда мне читает вслух моя бабушка Лидия Константиновна. Она как-то особенно читает: не торопясь, выдерживает интонацию, по ходу объясняя значение незнакомых мне слов, повторяя некоторые предложения, чтобы я обратил особое внимание на смысл  этих предложений или эпизода, или самого рассказа. После важных событий дает время для размышления. Спрашивает, а как бы я поступил в таком случае и почему? А иногда мы с бабушкой читаем по очереди, если книга большая. От того я не устаю и книга не откладывается на потом.
 
А еще у меня есть дедушка Семен Афанасьевич, с которым я встречаюсь редко, он далеко живет.  Летом я был  у него в гостях. Он такой замечательный дед! Чем мы только с ним не занимались: плавали по речке, ловили рыбу, собирали грибы и ягоду,  ломали березовые веники, кололи дрова и многое другое. Дед меня многому научил: как правильно закидывать удочку, какие грибы  ядовитые, а какие нет и даже как правильно держать в руках топор. Но и я своего деда удивил, когда объяснил ему значение слова « зимовье» - оказывается это избушка в тайге и человек, который туда попадает, найдет все чтобы обогреться, отдохнуть и покушать: спички, сухие дрова, крупу, сухари, шкуру на которой можно полежать, свечу… И уходя, оставит часть своих припасов для следующего путника. Так люди помогают друг другу выжить в условиях зимы и тайги.  
 
«Откуда ж ты это знаешь?» - спросил дед.  И тут я рассказал ему о книгах Григория Федосеева, которые прочел совсем недавно. Это « Пашка из Медвежьего лога», затем «Меченный», «Злой дух Ямбуя», «Последний костер». Я узнал из этих книг о жизни и быте эвенков, о которых никогда ничего не знал. Как говорит сам Федосеев: «Эх, до чего же славный народ, эвенки!» Удивительно то, что о людях,  которые живут, в нашей стране мы практически ничего не знаем. Вот Григорий Федосеев сам из Краснодарского края значит с юга, а всю жизнь провел на севере в Сибири. Он так полюбил этот народ, и природу, он такими словами описывает, что все оживает на страницах его произведений.
 
Прочитав книгу « Меченный» я много узнал о повадках животных и особенно волков. О чем и рассказал своему деду. Язык животных хотя и не имеет слов, но очень разнообразен. Волков  я в своей жизни видел только в зоопарке, но теперь я знаю, что собаки, кошки и другие звери общаются одним природным языком. Почему они  при встрече обнюхивают друг друга? Оказывается, они так узнают друг о друге всё, где был, что ел и когда, усталый или нет, по взгляду они понимают кто сильнее. Положение тела, хвоста, лап, глаз, языка – все это условные знаки, которые понимают звери. И в правду  у деда есть пес Бим. Когда за ним наблюдаешь, как он ведет себя во дворе, сразу вспоминаешь прочитанные строки. Так верно подметил автор поведение животных.  
 
В книгах Григория Федосеева меня поражает описание природы. Вот лишь один пример: «Ленивая, теплая осенняя тишина наполняла день. Осенний наряд, яркость и обилие красок смягчают пейзаж угрюмого нагорья Ямбуя. Но сквозь это великолепие красок, ощущается немые призраки великого перелома в природе. Еще немного дней, и лютые бураны безжалостно сдерут цветной наряд, утопят тайгу в океане снегов…».  Бр-р, так и веет холодом.
 
В повести «Злой дух Ямбуя» мне очень понравился один герой – Карарбах.  Карарбах вырос сиротой, отца разорвал медведь, а мать пропала в тайге.  С детства он научился понимать язык природы, зверей и птиц. Однажды Карарбах попал в медвежью ловушку, долго не мог выбраться и чтоб не умереть с голоду обрезал себе уши и съел. Он выжил и выбрался, но стал глухим навсегда. Потом приловчился ходить на охоту с двумя собаками, добывал мясо для стойбища, пас оленьи стада и считал своим долгом всем помочь и не оставить в беде.
 
А  в повести « Последний костер» есть еще один интересный герой эвенк Улукиткан. Он немного  не дожил до своего столетия. Сколько мудрости было в нем! Меткий глаз не знал промаха, руки умели делать  все, что нужно для жизни в тайге. Добрый, честный, верный в дружбе, сочувствующий в страданиях. Большой души человек. Скольким людям он помог выжить, никого не бросил в беде. Всю  свою жизнь он был проводником по дикой природе. Он понимал её язык- язык леса, ветра, звуков. Приложив ухо к земле Улукиткан, слышал зов о помощи и спешил туда. Я хотел бы,  таких людей было среди нас было побольше. Сколько хороших дел оставил на земле этот человек. Сколько тайн и загадок природы открыл он для нас.
 
Когда я смотрел на своего дедушку, мне казалось, что он очень похож на этих героев. Он такой же добрый. И очень много знает и еще очень меня любит. Вот только не могу я согласиться с обычаем эвенков не давать много еды тем старикам, которые приносят пользу стойбищу, они знают места для пастбищ оленей, тайные тропы, умеют добыть дичь для еды в стойбищах. Эвенки говорят, что человек должен много работать и мало есть, тогда он долго живет, а если наоборот, то человек становится ленивым и быстро умирает. Я хочу, чтобы мой дедушка много кушал, мало работал и долго жил. Когда я ему это сказал, мой дед долго смеялся и ответил, что эвенки, в общем-то, правы. Вот когда вырастешь, поймешь. А я все равно не согласен!
 
Очень сильное впечатление произвели на меня эти книги. У меня появилась мечта, когда я вырасту, снять кинофильм о нашей прекрасной природе и чудесных людях, которые в ней живут, чтобы о них узнал весь мир. А главными героями чтобы были мои родные бабушка и дедушка.
 
Мое будущее и книга
 
Все  что я здесь написал - это страницы моей « маленькой» жизни, здесь нет ничего придуманного. Это то, чем я живу! И книга в моей жизни играет большую роль.  Книги - мои «молодильные яблоки», они учат меня, поддерживает в трудную минуту, подсказывают выход из сложной ситуации, поднимают настроение, заставляют думать, дают возможность мечтать и воплощать свои мечты в реальность. Книга надежный и верный друг, с которым мне точно по пути.
 
Николай Петраков, учащийся 6 кл. Коченевской СОШ № 1                                                                                      
 
 
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика