Главная - Статьи

Книги о профессиях и профессиональном самоопределении


Какую профессию выбрать? Как среди множества профессий и специальностей найти ту, которая станет интересным и любимым занятием на всю жизнь? Сколько лет учиться на врача? Чем занимается робототехник? Каковы типичные ошибки на пути профессионального самоопределения, можно ли их избежать?

Ребята, вас интересуют ответы на эти и многие другие вопросы?
Родители, хотите помочь своему ребенку выбрать профессию?
А может вы учитель, психолог или воспитатель и содействуете в профессиональном самоопределении?
Тогда эта рубрика педагогического отдела - специально для вас!
Выбор профессии – один из важнейших шагов, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Давайте делать этот шаг вместе!

Читайте о книгах, выбирайте понравившиеся издания
и приходите к нам в библиотеку!

Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии : занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. Книга 1 / Е. А. Алябьева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 127 с. – (Библиотека воспитателя).

В книге представлен многообразный дидактический познавательный материал о профессиях повара, строителя, ветеринара, работников швейной промышленности, фотографа. Методическое пособие предназначено для воспитателей, гувернеров, студентов дошкольных отделений, родителей.
 
Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии : занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. Книга 2 / Е. А. Алябьева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 124 с. – (Библиотека воспитателя).

В книге представлен познавательный материал о профессиях военнослужащего, пожарного, спасателя, артиста, художника, учителя и др. Организованная образовательная деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, загадки, подборка художественной литературы по теме, познавательные стихи и рассказы дают возможность воспитателю планировать материал на основе принципов комплексности и интеграции, осуществлять самообразование.
 
Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. –271 с. : ил. – (Эффективный тренинг).

В издании раскрыты особенности психологической работы с подростками в форме тренинга, направленного на самопознание, самоосознание, саморазвитие личности подростка. Представлены различные методы и практические приемы, даются развернутые разработки занятий, последовательность проведения упражнений и этюдов, а также методика их обсуждения с подростками.
 
Баронова, В. В. Профессии: интегрированные занятия для детей 6-7 лет с нарушением речи / В. В. Баронова. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. – (Библиотека Логопеда).

В книге представлены интегрированные занятия, в ходе которых дети знакомятся с профессиями, расширяют кругозор, обогащают словарный запас, закрепляют грамматические категории, развивают фонематический слух, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, учатся составлять рассказы о профессиях по опорной схеме.
 
Барретт, Дж. Тесты для определения склонностей и способностей / Дж. Баррет ; перевод с английского Н. А. Чупеева. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 179 с.

В книге содержатся тесты психологического типа, которые помогут подросткам самостоятельно определить способности, выявить склонности и возможности. Кроме того, материалы книги будут полезны работникам служб персонала и членам приемных комиссий вузов, которые могут с помощью тестов оценить потенциал претендентов.
 
Прекрасное далеко: кем быть? / авторы-составители : А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. – Минск : Красико-Принт, 2010. – 125, [3] с. : ил., табл. – (Деятельность классного руководителя).

В издании освещены методические аспекты организации различных форм работы по профессиональному самоопределению учащихся, рассмотрена типология существующих профессий. Представлены программа спецкурса по профориентации, устный журнал, тренинговые занятия, сценарии проведения классных часов, внеклассных мероприятий, бесед с учащимися, родителями и учителями.
 
Выбираем профессию / редактор-составитель Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2013. – 126 с. – (Праздник в школе).

Выбор профессии всегда актуален. Давнее изречение «Все работы хороши – выбирай на вкус» – ключевая тема выпуска. Оригинальная подборка песен разных лет о профессиях оживит многие сценарные сюжеты. Издание предназначено для представителей системы образования.
 
Выбираем профессию : классные часы и мероприятия / составители: Н. М. Ивашко, Н. Г. Осипян, Т. В. Ряшикова. – Минск : Красико-Принт, 2013. – 124 с. – (Деятельность классного руководителя).

В сборнике содержатся материалы, прошедшие апробацию в разных общеобразовательных школах и лицеях. Они особенно полезны начинающим педагогам. Издание предназначено для всех представителей системы образования.
 
Горбунова, М. В. 333 современные профессии и специальности : 111 информационных профессиограмм / М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 441 с. – (Справочники).

В издании представлены подробные стандартизированные описания 111 современных традиционных и новых профессий и специальностей, а вместе с родственными их 333. Книга, в первую очередь, предназначена старшеклассникам и молодежи, выбирающим профессию, их родителям; всем категориям школьных специалистов, ответственным за профориентацию; специалистам центров профориентации, занятости населения, социальных служб, практическим психологам.
 
Грецов, А. Г. 100 популярных профессий : психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 270 с. : ил.

Книга содержит описание ста наиболее популярных профессий, даются психологические механизмы их выбора. Адресована она старшеклассникам, их родителям и всем тем, кто заинтересован в профессиональном самоопределении. Полезна будет психологам и педагогам, работающим с молодежью.
 
Грецов, А. Г. Выбираем профессию : советы практического психолога / А. Грецов. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 214, [2] с. : ил.

Один из важнейших шагов, от которого во многом зависит дальнейшая судьба молодого человека, – выбор профессии. Как сориентироваться в многообразии профессий и возможных путях их получения? Каковы типичные ошибки на пути профессионального самоопределения, можно ли их избежать? Как перейти от общих размышлений о своем будущем к конкретным действиям? Книга поможет молодым людям, выбирающим, кем быть, найти ответы на эти и многие другие вопросы.
 
Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 160 с. : ил.

В книге представлена методика проведения тренинга общения в подростковых группах. В первой части рассматриваются важнейшие организационно-методические вопросы, возникающие при тренинговой работе в данных группах. Во второй, практической части подробно описывается программа тренинга. Книга адресована практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также студентам, обучающимся по данным специальностям.
 
Грецов, А. Г. Узнай себя : психологические тесты для подростков / Грецов А. Г., Азбель А. А. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 170, [2] с. : ил.

В книге приводятся научно обоснованные психологические методики для диагностики особенностей личности и общения, профессиональных интересов и склонностей, рассчитанные на подростковый и юношеский возраст. Большинство из методик – авторские или существенно модифицированные разработки.
 
Григорьева, М. Р. Подросток в мире профессий : программы элективных курсов, материалы к занятиям / автор-составитель М. Р. Григорьева. – Волгоград : Учитель, 2009. – 175 с. – (Профильное образование).

Представленные в пособии программы и разработки занятий элективных курсов по социальной адаптации и профессиональному выбору направлены на удовлетворение познавательных интересов обучающихся 9 классов в различных областях деятельности человека. Материал пособия предусматривает практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими технологиями, участие в профориентационных и ролевых играх.
 
Истратова, О. Н. Психологические тесты для старшеклассников / О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007 – 249, [1] с. : табл. – (Психологический практикум)

В книге представлены научно обоснованные тесты и методики, подобранные таким образом, что подросток сам может их использовать для самопознания и найти ответы на особенно интересующие его вопросы: о своих способностях, особенностях личности и индивидуальности, взаимоотношениях с окружающими, профессиональных интересах и склонностях.
 
Козыренцева, Л. С. Профессия моих родителей / авторы-составители: Л. С. Козыренцева, Л. М. Волкова. – Минск : Красико-Принт, 2010. – 125 с. : табл. – (Деятельность классного руководителя).

В издании определены теоретические основы и педагогические условия эффективной организации целостной системы профориентационной работы с учащимися в средней школе. Представлены психолого-педагогические и методические рекомендации по совершенствованию работы со школьниками разных возрастов.
 
Лопатина, А. А. Секреты мастерства : 62 урока о профессиях и мастерах / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – Москва : Амрита-Русь, 2005. – 350 с. : ил.– (Образование и творчество).

Цель книги – через сказки, беседы, игры, вопросы и творческие задания о профессиях и мастерах привести детей к осознанию, что на земле нет ненужных профессий, и что выбор профессии, которая приносит радость самому человеку и его окружающим, – ответственная работа, которой следует уделять внимание с раннего детства. Материалы книги могут быть использованы на уроках литературы, русского языка, труда, изобразительного искусства, музыки, а также для проведения классных часов и других внеурочных мероприятий.
 
Профориентация в школе / Составители : С. В. Тарасевич, Н. А. Шалима, О. А. Купревич, Е. Н. Пастушкова. – Минск : Красико-Принт, 2007. – 175 с. – (Деятельность классного руководителя).

Книга посвящена актуальным проблемам профессионального самоопределения молодежи. В ней рассмотрены вопросы взаимосвязи профориентационной работы в школе с процессом социализации ученика. Содержатся практические советы для классных руководителей по работе как с учащимися, так и с родителями по вопросам, связанным с выбором профессии.
 
Ремизов, А. А. Профессии XXI века : путеводитель школьника : для старшего школьного возраста / Ремизов А. А., Таранин А. Б. – Москва : Октопус, 2009. – 444, [3] с.

Выбор будущей профессии – одна из самых важных вех в жизни каждого человека. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь подробное представление о как можно большем количестве профессий, и не только об их достоинствах, но и о недостатках. Эта книга поможет в выборе профессионального пути.
 
Романова, Е. С. 99 популярных профессий : психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 460 с.

При выборе вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы (система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику), построенные на основе психологического изучения профессий. Именно поэтому в данной книге каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста.
 
Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам : Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов : 9-11 классы / М. Ю. Савченко. – Москва: ВАКО, 2005. – 238, [2] с. – (Педагогика. Психология. Управление).

В книге содержится практический материал: сценарии занятий по профориентации, групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга, тренинг «Уверенность», методы для диагностики учащихся. Все представленные материалы апробированы на практике и даны в удобной для работы форме. Практическое руководство адресовано классным руководителям и школьным психологам.
 
Терех, В. С. Профессиональное самоопределение учащихся / автор-составитель В. С. Терех. – Минск : Красико-Принт, 2011. – 125 с. – (Деятельность классного руководителя).

Книга содержит практические советы и рекомендации для классных руководителей по работе с учащимися, связанной с темой их самоопределения и выбора профессии. Представлен цикл наиболее актуальных и интересных разработок классных часов, а также подборка современных психодиагностических методик, позволяющих осуществить старшеклассникам правильный выбор своего профессионального будущего.
 
Тюшев, Ю. В. Выбор профессии : тренинг для подростков / Ю. В. Тюшев. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 160 с. : ил. – (Практическая психология).

В книге кратко излагается концепция жизненного самоопределения и дается полное описание всех процедур тренинга для подростков, в том числе упражнений и игр. На основе представленных материалов можно легко разработать собственные программы тренингов. Книга предназначена профессиональным тренерам, школьным психологам, учителям, родителям и всем, кто работает с подростками.
 
Формирование профориентационного самосознания учащихся : учебно-методическое пособие / составитель О. Е. Ероховец. – Минск : Красико-Принт, 2014. – 127 с. – (Деятельность классного руководителя).

В издании представлена система работы учреждения образования по профориентации учащихся на разных ступенях получения образования, а также примерная тематика классных часов по профориентации. Издание предназначено для всех представителей системы образования.
 
Шаг в профессию / редактор-составитель Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2012. – 121 с. : ил. – (Праздник в школе).

«Трудом велик и славен человек» – таков девиз этой книги, посвященной актуальным проблемам профессионального самоопределения молодежи. Театрализованные представления включают фрагменты с описанием профессий, наиболее востребованных в наши дни. Профинформация присутствует в каждой из творческих постановок.
 
Шевченко, М. Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» / М. Ф. Шевченко. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 167 с. : табл.

В книге приводится подробное описание программы тренинга, которая состоит из следующих разделов: мир профессий; личностные особенности и профессионально важные качества; система профессионального образования; поиск работы и трудоустройство. В программе представлен богатый практический материал, в том числе и диагностический, за счет этого книга будет интересна не только специалистам, но и старшеклассникам, их родителям.
 
Волкова, Н. Г. Профессии старой России в рисунках и фотографиях / Наталия Волкова, Василий Волков; художник Елена Жуковская. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. – 77, [2] с. : ил., фот.

Кто такой сбитенщик, как «делали весну» дворники, для чего сапожнику была нужна «собачья нога», зачем отрывали пуговицы от мундира трубочиста – об этом и многом другом расскажет эта книга. Увлекательное и познавательное путешествие на сто с лишним лет назад обязательно запомнится ребятам и их родителям благодаря сопровождающим и дополняющим текст старинным фотографиям и красочным иллюстрациям.
 
Колпакова, О. В. Секреты профессий : [для среднего школьного возраста] / Ольга Колпакова. – Москва : Белый город, 2010. – 47, [1] с. : цв. ил.

Книга расскажет об архитекторах и актерах, ветеринарах и военных, учителях и парикмахерах, журналистах и продавцах... Что делать, чтобы стать профессионалом? Какие профессии существовали в прошлом и какие появятся, когда сегодняшние школьники станут взрослыми? Открывая секреты различных профессий, книга поможет юным читателям сориентироваться в будущей жизни, в профессиональной деятельности, которая откроет им новые горизонты.
 

1000 профессий традиционных, новых, редких : краткий энциклопедический словарь / [авторы-составители М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк, А. П. Орешкина]. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 251, [1] с. – (Справочники).

Получение краткой, но содержательно емкой информации об актуальном максимуме профессий, соотнесение их с отраслями народного хозяйства и, как следствие, экспресс-определение круга профессиональных интересов – вот основные возможности и достоинства словаря. Книга адресована подросткам, молодежи и взрослым, выбирающим профессию; специалистам в области профориентации, общего и профессионального образования, в сфере трудовой занятости населения и кадрового обеспечения, всем, кто помогает сделать выбор.

 

 


Страницы:  1