написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 

В.В. Шадрина. «Детское чтение. Перезагрузка. ЗА и ПРОТИВ»

 
 
 
Как приятно так провести вечер! Говоря откровенно, я не знаю удовольствий, подобных чтению. Насколько быстрее устаешь от всякого другого занятия! Когда я обзаведусь собственным домом, я почувствую себя несчастной, если у меня не будет хорошей библиотеки.» (Джейн Остин «Гордость и предубеждение»)
 
 
Наличие домашней библиотеки всегда свидетельствовало о том, что человек интеллектуален и образован. Или, по крайней мере, считается таковым. Книжные шкафы, уставленные томами, были предметом гордости хозяев, поводом для зависти у гостей. Домашнюю библиотеку собирали всю жизнь несколько поколений семьи. Книги стали самым прибыльным товаром у спекулянтов. Их покупали втридорога, выменивали на макулатуру, вырезали и переплетали романы из толстых журналов – «Нового мира», «Невы», «Знамени» и иже с ними. Домашняя библиотека – это идея. Пространство культуры, образ жизни, образ мышления. Так приятно взять в руки КНИГУ, настоящую, открыть, полистать! Ощутить ни с чем не сравнимый запах. Наконец, главное: книга на бумаге (пластике, ткани, папирусе, пергаменте, металле и т.д.) - самый надежный хранитель информации. Книга «держит» информацию тысячелетиями, даже в условиях очень далеких от идеальных - например, в древнем захоронении.
 
Так, или примерно так аргументируют свою позицию сторонники бумажных книг. Конечно, все это звучит убедительно. Да и вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что мир чтения для любого ребёнка начинается именно с бумажных книг. Ярких, красочных, непременно с картинками – они помогают ребенку понять прочитанный текст. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. А для этого необходима библиотека именно бумажных книг (неважно, будет она домашней или публичной). Кроме того, есть и ещё несомненные плюсы в использовании традиционных книг:
 
- Книги для детей должны содержать большие иллюстрации и мало текста – и грудничкам рекомендуют давать книжки-игрушки с самого рождения. Что трудно представить в электронном виде.
 
- Не все книги доступны в электронном виде. Старинная книга имеет большое историческое значение, она может быть в единственном экземпляре.
 
- Еще одно достоинство такой книги состоит в том, что она трехмерна, а текст на экране читалки двумерен.
Это, например, означает, что вы можете быстро пролистать книгу в четыреста страниц, выхватывая взглядом те или иные фрагменты текста. Электронная запись такого удобства не даст. А бумажная книга существует перед нами в реальности со всеми четырьмя сотнями страниц.
 
Но повзрослевшие дети тянутся к электронным носителям. Целый художественный мир можно сейчас вместить в одну электронную книгу или планшет. Тысячи, если не сотни тысяч книг. И это, если уж на¬чистоту, гораздо удобнее, чем объёмистая «бумажная» библиотека. Если хочешь прочесть книгу, прочтёшь её в любом формате. А бума¬га — это, по большому счёту, всего лишь носитель. Не единственный сегодня, и не самый удобный в разных жизненных ситуациях. Если нужно куда-нибудь уехать, вы не возьмёте с собой любимые книги с полки, максимум, несколько томи¬ков. Зато можно взять целую библиотеку в электронном формате. Нам не надо идти в книжный магазин или в библиотеку, которые работают согласно расписанию. Электронные тексты можно купить, скачать и начать читать в течение нескольких минут, не покидая удобного кресла.
 
Мне кажется, что спор о преимуществе бумажных или электронных книг лишен смысла. Главное научить маленького человека чтению. Показать ему всю прелесть и полезность этого занятия. И помогут в этом как бумажные, так и электронные книги. Важно, чтобы дети ЧИТАЛИ. Чтобы это занятие было для них увлекательным и интересным. Если эти запросы маленького человека удовлетворят бумажные книги – прекрасно! Если, следуя веяниям времени, подросток предпочтет электронные носители – тоже замечательно. Главное, чтобы у каждого была своя библиотека, а расположится она в шкафах или будет спрятана в «читалку» уже совершенно не важно.
 
И в заключение - притча в тему:
 
Мудрец и его ученик пошли в дальний путь. Им надо было дойти до старинного святого места. Но так как это место уже давно никто не посещал, никто не знал точно, где оно находится. Спутникам было известно только примерное направление.
Впрочем, сначала держать направление было просто – в ту сторону вела только одна дорога. Но на пятый день спутники подошли к развилке из пяти дорог.
– Пять дорог! Целых пять! – запричитал ученик, – и что теперь делать? Какую дорогу нам выбрать? По какой из этих пяти дорог нам идти дальше?
– Если не знаешь, по какой дороге тебе надо идти, иди по той, что тебе больше нравится, – ответил мудрец, – даже если эта дорога заведет тебя не туда, ты хотя бы получишь удовольствие, идя по ней.
 
 
 
Вероника Викторовна Шадрина, библиотекарь МКУК ЦБС города Новосибирска филиал библиотека им. М.И. Калинина
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика