написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 

КНИГИ ЗАВЕТНОЙ МЕЧТЫ - 3

Саксон, Леонид. Аксель и Кри в потустороннем замке: Фантастический роман. М.: Заветная мечта, 2008. - 362 с.
Боровиков, Илья. Горожане Солнца: Роман-сказка. М.: Заветная мечта, 2008. - 362 с.
 
Добрый день, друзья мои!

После небольшого перерыва вы вновь собрались у камина старого книгочея. Сегодня мы ещё раз поговорим о книгах Заветной мечты - вероятно, самых спорных из всех, что награждены премиями одноимённого конкурса. Верите ли, я долго готовился к этому разговору и... не знаю, с чего начать. Дело в том, что мне обе книжки скорее не понравились, хотя каждая по-своему любопытна. Дело и не в том, что и та и другая написана поэтами, а потому им обеим недостаёт, я бы сказал, некоторой трезвости. Дело в том, что одна из книжек как бы нарочито читабельна и в ухудшенном варианте напоминает множество популярных произведений современной фантастики, а другая, напротив, кажется тяжким сном о классической литературе, причём литературе, которую не то что детям, но порой и взрослым-то без подготовки читать трудно.

Оба автора - и Леонид Саксон, и Илья Боровиков - как я уже сказал, лирики, а лирика - это, по преимуществу, короткое дыхание, трепетное чувство, реже - отточенная мысль, поэтому в пространном прозаическом тексте поэтам, как правило, не слишком уютно. Оттого, вероятно, явно не оконченное повествование Леонида Саксона, несмотря на нагромождение приключений, кажется клочковатым, как первое издание первой поэмы Маяковского - "Облако в штанах", про которое сам Владимир Владимирович сказал, что оно вышло перистым потому, что в него дула цензура. Ну а роман Ильи Боровикова, напротив, напоминает лавку старьёвщика, где чего только нет, однако все раритеты покрыты таким слоем пыли и паутины, что невооружённым глазом трудно отличить лампу Аладдина от сломанной астролябии.

Тем не менее оба романа получили в свое время премии "Заветной мечты": "Аксель и Кри..." - третью, а "Горожане Солнца" - вторую, и, стало быть, мы с вами должны попытаться понять, за что именно. Вот и давайте разбираться.

История (как я уже сказал, неоконченная), рассказанная челябинским поэтом и учителем по профессии Леонидом Саксоном, ныне живущим в Германии, фантастическом романе "Аксель и Кри в потустороннем замке" - этакая помесь приключенческой фантастики и фэнтези, то есть героической сказки. Карик и Валя... Простите 11-летний Аксель и 8-летняя Кристина (Кри) Реннер - брат и сестра из небогатой мюнхенской семьи, - гуляя ясным осенним днём в городском парке, встречаются с потусторонним. Прямо на глазах у Акселя из неожиданно сгустившейся тучи нечто огромное, похожее на собаку, похищает девочку. Полицейский комиссар, допрашивая Акселя, конечно, не совсем верит рассказу мальчика. Но не  совсем и не верит. Два дня спустя, понимая, что если он не отправится на поиски сестры сам, тогда, как говорится, пиши пропало, Аксель, набив рюкзак едой и тёплыми вещами для Кри - ведь ему было нечто вроде видения, в котором давно умерший дедушка-поэт дал понять внуку, что Кристина находится в Альпах, - возвращается в тот же парк, на место происшествия - и, будьте покойны, к вечеру дожидается нового чудесного посещения: гигантская собака проглатывает и его. В её желудке, обставленном, как маленький гостиничный номер, герой доставляется в чудесный мрачный замок, встроенный в одну из альпийских гор, где находит сестру и встречает тысячу и одно привидение и столько же приключений.

Я не стану подробно рассказывать вам сюжет - он весьма насыщен, ведь Акселю и Кри, правда, не без помощи полицейского комиссара, придётся вступить в самую настоящую схватку не только за собственную жизнь, но и за спасение всего человечества с неким звёздным духом по имени Штрой, сильно смахивающим на самого Сатану, и его присными и подручными - бесами рангом помельче, колдунами и даже смертным учёным, ради собственного честолюбия продавшим чужакам всю планету. Конечно же, дети, прежде всего главный герой Аксель - внук поэта и сам поэт, а к тому же и волшебник, какими, по мысли автора, не слишком, я думаю, верной, являются все поэты, - дети одерживают победу над пришельцами со звёзд. Однако, похоже, это победа временная, так сказать, промежуточный итог, да и сам автор в одном из интервью говорил, что задумал пятикнижие, разбираемым здесь романом только начатое.

Так что же, интересная вроде бы книжка, друзья мои? Интересная, да, но вот хорошей я её не назову. Почему? Потому что всех этих Акселей, Кри, а тем более Штроев и полицейских комиссаров я в своей читательской жизни встречал уже тысячи - одинаковых, как сиамские близнецы. Потому что, несмотря на приключения нон-стоп, книжку можно в любую минуту отложить, потом переложить в дальний ящик, а потом и вообще забыть про неё, ведь и подобных приключений я читал уже великое множество. Потому что, как сказал Лев Толстой об одном очень популярном в начале прошлого века писателе, "он пугает а мне не страшно". А ещё, может быть, потому, что, когда с первой страницы понятно, какой будет страница последняя, делается заранее скучно. Леонид Саксон

С другой стороны, если кто-нибудь из вас никогда не читал произведений в жанре "фэнтези", не знаком с книгами Толкина, Желязны, Урсулы Ле Гуин и многих других замечательных сказочников, в отличие от Леонида Саксона умеющих заставить читателя поверить в то, что последняя страница книги окажется совсем не такой, какой вроде бы должна быть, ему, быть может, рыхлый, комковатый какой-то, как старая перьевая подушка, роман об Акселе, Кри и гигантском псе-биороботе, звездных духах и прочей чертовщине понравится.

В общем же, книжка Леонида Саксона показалась мне отнюдь не романом воспитания, как характеризует её в упомянутом выше интервью автор, явно не страдающий заниженной самооценкой, а банальной, весьма затянутой и крепко избитой фэнтези в духе второстепенных англо-саксонских сочинителей уровня Филипа Пулмана.

Что касается романа Ильи Боровикова "Горожане Солнца" - это совсем другое дело, это если не большая литература, то несомненная и небесталанная заявка на таковую. Правда, сразу же следует сказать, что книга написана не для детей, обращена не к детям, и, я полагаю, вы вряд ли сможете дочитать её до конца. Потому что для детского чтения она очень сложна и невероятно скучна. Она действительно написана поэтом, что чувствуется в каждом абзаце, в каждом предложении. Она метафорична, образна, обладает особым ритмом, написана оригинальным, ни на кого не похожим языком, и уже потому - трудно-и малочитабельна. Признаюсь вам, я и сам прочёл её с немалым трудом, откладывая и возвращаясь к чтению с неохотой и большими перерывами. Тем не менее книга стоит  прочтения, однако вам, друзья мои, она, что называется, на вырост.

Это - история Снегурочки, как бы попавшей в столицу после ядерной гражданской войны. Или - история девочки, подобно Маугли, выращенной в лесу снеговиками и волей судьбы заброшенной в большой выморочный город, чтобы помочь некоему изгою, в прошлом директору школы, совершить новую революцию, свергнув миропорядок, зависящий от таинственных часов, отобравших у людей бессмертие и спрятанных в катакомбах метрополитена. Мишата (так зовут героиню) путешествует по миру людей-теней, как по кругам дантовского Ада, глава за главой спускаясь всё ниже и ниже, плывёт на утлой лодке по реке мертвых в подземном мире. Она попадает в компанию беспризорных, обитающих не то в полузаброшенном зоопарке, не то в совсем уж заброшенном планетарии, она пускается в мореплавание вдвоём с изгоем-директором, она принимает участие в бунте против всемогущих часов, врываясь в тайники метро на музейном паровозе - бронепоезде Гражданской войны... И - ничего в итоге не добивается, потому что и сам наш мир, проходя по кругам кажущегося развития, в сущности, не меняется, а если меняется, то к худшему.

Иначе говоря, "Горожане Солнца" - неволшебная сказка, написанная в жанре антиутопии.
Что это такое - антиутопия? Анти - значит "не", "против"; утопия в переводе с греческого - "нигде". Этот жанр известен с глубокой древности. Автор первой в истории утопии - великий древнегреческий философ Платон (среди многого прочего, кстати, впервые поведавший человечеству об Атлантиде, но это - к слову). Самая, наверное, знаменитая утопия в мировой литературе создана в XVI веке и принадлежит перу английского гуманиста Томаса Мора. С тех пор утопий было написано великое множество, равно как и антиутопий. В утопии - всё хорошо, вымышленный мир устроен прекрасно, люди счастливы. Именно таков мир в образцовой фантастической утопии Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Соответственно, в антиутопии всё наоборот. Таков мир в классических антиутопиях Евгения Замятина "Мы", Андрея Платонова "Чевенгур" и "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери. Разумеется, антиутопия предоставляет авторам куда больше возможностей, ведь одно дело придумать и описать идеальный мир, другое - изобразить мир, который тебя окружает, лишь сгустив краски. А сколько коллизий предлагает антиутопия, в то время как утопия скучновата по определению!.. В самом деле: когда всё хорошо - нет конфликта, а нет конфликта - о чём же тогда рассказывать?.. Антиутопия сама по себе как бы подталкивает автора к тому, чтобы возвратить в мир справедливость, разрушить окружающую несправедливость.
 
Собственно, это и происходит в романе Ильи Боровикова, только вот разрушение несправедливого Илья Боровиков мироустройства приводит не к всеобщему трудному счастью, а... к тому, что и должно оставаться после войны, - к разрухе. Таким образом, "Горожане Солнца" - не просто поэтическая сказка, не просто антиутопия, а скорее философская притча. Для того чтобы понять её как следует, надо немало знать, о многом догадаться и продраться к истине через довольно-таки вязкий, слишком - для детской прозы - искусственно-поэтический язык.
 
Для начитанного взрослого человека многие намёки автора понятны и сообщают тексту как бы второй и третий слои. Так, например, имя директора-изгоя Михаил Афанасьевич. Совершенно очевидно, что это отсылка к великому русскому писателю Булгакову, к его дару, оригинальности и тяжёлой судьбе. Или взять персонажей романа - ожесточившихся детей, обитающих в метро или в зоопарке. Конечно, можно сказать, что во многом автор писал с натуры, лишь слегка сгущая краски. Однако опытный взрослый читатель легко поймёт, что здесь Илья Боровиков сочиняет вариацию, заданную, с одной стороны, "Педагогической поэмой" Макаренко, с другой - знаменитой притчей-антиутопией английского писателя Уильяма Голдинга "Повелитель мух". Что же касается финальных и обречённых военных действий, здесь, помимо множества воспоминаний из советской литературы, на память приходят сказки для взрослых Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Ну и, наконец, сама героиня. Она ведь явилась в город Солнца (кстати сказать, тоже давным-давно придуманный итальянцем Кампанеллой) не просто из снежной лесной страны, а из миров, когда-то изображённых русским драматургом Александром Островским и датским сказочником Андерсеном.

Одним словом, друзья мои, книжку эту я советую вам почитать, точнее попробовать почитать, но не очень надеюсь, что сегодня вы с таким чтением справитесь. А будет ли она в нашем быстро меняющемся до неузнаваемости мире интересна послезавтра - вопрос чисто риторический. Мне всё-таки кажется, что не будет - и именно потому, что, написанная лириком, не имеет точного адресата: для детей - слишком мудрёна, для взрослых же, знакомых с теми оригинальными книгами, на которые Илья Боровиков ссылается, - не так уж интересна.

На этом мы и завершим наш сегодняшний разговор, пожалуй, не подаривший вам никаких открытий. Что ж, вступая в мир литературы, вы должны понимать, что, как и в любой области человеческого творчества, далеко не все, даже и премированные книги, бывают действительно хороши.
 
В следующий раз я расскажу вам о двух фантастических романах замечательной английской писательницы Дианы Уинн Джонс, с творчеством которой мы начали знакомиться во время одной из первых наших встреч, на примере повести "Зуб Уилкинса".

До свидания, друзья мои, будьте здоровы и читайте побольше.
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика