написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Книжные новинки
Рекомендуем, советуем, предлагаем
Региональный Фестиваль детской книги
Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно»
Наши конкурсы
Методические материалы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Портреты писателей
Рассказы о книгах
Фотогалереи
Полезные ссылки
Пожарная безопасность детям
Гостевая книга

Поиск по сайту
 

ЗИЛ. Публикации 2008 год

 
«ЧУДЕСА ТВОРЯТ ДЕТИ, КОГДА ЧИТАЮТ КНИГИ»
 
(Начальная школа плюс До и после. – 2008. - № 11. – С.15 – 17.)
 
 
Так ответила Астрид Линдгрен на вопрос, не собирается ли она написать книгу для взрослых. «Нет, я не хочу писать для взрослых. Я хочу писать для читателей, которые способны творить чудеса».
 
В ноябре 2007 г. во всём мире отмечался 100-летний юбилей А. Линдгрен, самой знаменитой сказочницы. В Новосибирской областной детской библиотеке этому событию был посвящен литературный марафон, в котором участвовали дети 8 – 10 лет, а также их родители. Его цель – познакомить маленьких читателей с новыми для них книгами, а также помочь по-новому, более вдумчиво перечитать хорошо известные книги. И так получилось, что это мероприятие в каком-то смысле оказалось посвящено будущему году -  Году семьи.
 
Основные этапы марафона – литературный час, посвященный жизни и творчеству писательницы, выполнение творческого домашнего задания, литературная игра. Но обязательным условием участия было чтение книги. Второклассники и третьеклассники читали повести о Малыше и Карлсоне, четвероклассники – «Приключения Эмиля из Лённеберги».
 
Во время первого, подготовительного этапа участники (а также учителя и библиотекари) сделали для себя много открытий. Во-первых, Линдгрен писала не только сказки, но и вполне реалистические произведения, в которых время и место действия чаще всего навеяны воспоминаниями о собственном детстве («Приключения Эмиля из Лённеберги», «Мы все из Бюллербю», «Мадикен и Пимс»). Во-вторых, у неё есть книги для детей разного возраста – и дошкольников, и подростков, и разговор с ними идёт на равных, с уважением и доверием.  В-третьих, в некоторых серьёзных литературоведческих работах встречается утверждение, что Линдгрен – чуть ли не борец с институтом семьи, в её книгах мир детей находится в конфронтации с миром взрослых. Взрослые - самодовольные мещане, которые просто не могут понять детей, поэтому маленькие герои одиноки, но совершенно независимы, самостоятельны. Счастливы только те из них, кто может жить по установленным ими самими правилам, без семьи. Но так ли это?
 
К литературному часу дети заранее не готовились, поэтому, обсуждая книгу «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», в основном опирались на воспоминания о мультфильме. Поэтому  ответ на вопрос «Почему Малыш дружит с Карлсоном?» был чаще всего таким: Малыш совсем один, никому не нужен, его не любят родители (не покупают собаку), постоянно обижают (даже ненавидят!) брат и сестра, никаких друзей у него нет. Приходилось напоминать, что в школе у Малыша есть друг и подруга, а ещё много знакомых друзей во дворе, что  родители относятся к нему с любовью и пониманием. С большим интересом  дети выясняли, как относятся к Малышу старшие брат и сестра, почему часто подшучивают над ним (а он платит им той же монетой). Те дети, у которых есть братья и сёстры, подтвердили, что и между ними случаются конфликты, ссоры, обиды и даже драки, но это не значит, что они не любят друг друга. Кстати, во время игры детям давалось задание – вспомнить эпизоды, в которых Малыш чувствует себя одиноким и несчастным, а также те, когда он уверен в любви своих родных и сам их любит. Последних эпизодов оказывалось всегда больше.
 
Ну, а вопрос о дружбе с Карлсоном? Кстати, большинство детей не хотели бы дружить с ним (он портит вещи, съедает все сладости, капризничает, врёт и т.д.). И правда, дружба с Карлсоном – дело нелёгкое. Оно по плечу только такому человеку, как Малыш – деликатному и в то же время смелому, умеющему заботиться о других, прощать чужие недостатки и ошибки, нежадному. Пожалуй, это образ идеального друга, и к этой мысли дети пришли самостоятельно в ходе обсуждения. На протяжении книги Малыш испытывает разные чувства, он и гневается (на фрекен Бок), и обижается, и радуется, и скучает по родным, и замирает от восторга, поэтому дети показали своё умение определять и называть разные эмоциональные состояния, понимать других людей, сочувствовать. В целом литературные часы, можно сказать, «прошли в формате ток-шоу», потому что в этих книгах, знакомых с 3 – 5 лет, дети нашли для себя очень важные и актуальные темы.
 
Вторая книга - «Приключения Эмиля из Лённеберги» - оказалась не знакома ни детям, ни даже учителям, хотя издавалась много раз, поэтому обсуждение книги происходило уже во время игры. В этом произведении очень много смешных моментов, ведь его герой – сказочно, фантастически озорной мальчишка. Детям он очень понравился. А темы для обсуждения были весьма серьёзные. При каких условиях «из самых отпетых мальчишек могут со временем вырасти отличные люди»? Какие черты характера Эмиля помогли ему стать председателем сельской управы, самым уважаемым в селе человеком (к тому же должность эта выборная)? Семейное воспитание помогло или помешало Эмилю в этом? (Родители не унижали Эмиля, хотя и наказывали; мама всегда продолжала в него верить). Какие поступки Эмиля говорят о том, что у мальчика доброе и отзывчивое сердце? Упрямство – хорошо это или плохо? (Хорошее упрямство – это настойчивость).
 
А ещё эта книга позволила детям познакомиться с национальным характером шведов, с бытом столетней давности. Больше всего детей удивило, что обычные крестьяне придавали большое значение хорошим манерам, домашнему уюту и порядку. Читателям пришлось узнать и значение некоторых устаревших слов, и обычных, но незнакомых некоторым русских фразеологизмов (в переводе Л. Лунгиной они используются часто).
 
«Семейная» тема была главной и у домашнего задания. Третьеклассникам и четвероклассникам нужно было провести «журналистское расследование» и узнать у своих родителей, других старших родственников, что им нравилось читать, когда они были в том же возрасте, что и «журналисты». При этом помощь взрослых только приветствовалась, но необходимо было указать их в качестве соавторов. Дети сами придумывали вопросы,  форму представления материала (анкета, беседа, статья и т.д.).
 
Почему задание было таким? Во-первых, Линдгрен была не только писательницей, но и замечательным, талантливым читателем. Во-вторых, во многих её книгах ведётся какое-нибудь расследование (пусть даже забавное), а один из героев – Калле Блюмквист, мальчик-детектив. Ну и, наконец, мы решили, что такое задание поможет взрослым и детям по-новому взглянуть друг на друга, укрепить взаимопонимание.
 
Давая задание, мы делали акцент на том, что «звёзды»,  у которых «журналисты» будут брать интервью, это самые близкие и дорогие им люди, поэтому работа должна выглядеть достойно и по содержанию, и по оформлению. В результате общий уровень работ оказался достаточно высок для такого непростого задания. В анкетах, которые заполнялись непосредственно после заключительной игры,  дети оценивают эту работу как «необычную», «требующую помощи взрослых», «сложную»,  но «интересную», даже «замечательную», ведь она «помогла узнать что-то новое о своей семье». В ближайшем будущем мы планируем сделать это задание конкурсным для учащихся 3-4-х и 5-6-х классов, поэтому работу этого года можно рассматривать как своеобразный пилотный проект.
 
Это задание заинтересовало и  старших. Как рассказывали дети, родителям, а особенно бабушкам и дедушкам было приятно внимание к себе, к своему прошлому, интересно на время перенестись в детство. Оказалось, что любимой книгой у всех поколений была повесть Гайдара «Тимур и его команда», несколько раз названы «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Молодая гвардия» Фадеева, «Граф Монте-Кристо» Дюма и другие не менее серьёзные по содержанию и солидные по объёму произведения. Возможно, в действительности эти книги были прочитаны не в 9 – 10 лет, а немного позднее, но для современных детей чтение таких объёмных книг зачастую очень трудная задача. Хотя многие из «журналистов» заинтересовались рекомендацией родителей, а некоторые уже успели после интервью прочитать Гайдара, и его книги им тоже понравились. Среди других авторов часто называется Линдгрен, из книг - «Малыш и Карлсон», и дело не в юбилее (дети были предупреждены, что их работа посвящена не Линдгрен, а родителям). Просто эта сказка запомнилась как «очень весёлая, захватывающая» история с «хулиганистым героем», «любителем приключений». После такой рекомендации со стороны родителей, наверное, было просто невозможно не прочитать книгу.
 
Очень важно, на наш взгляд, что дети узнали об отношении своих родителей к чтению, причем не обязательному, по школьной программе, а как к любимому занятию. Наверное, было интересно и полезно узнать, что «мама посещала нашу местную библиотеку Горького, и я являюсь её постоянным читателем уже пять лет» (Неустроева Вика, 3 кл.). Или что «мама в пять лет выучила наизусть «Краденое солнце». А дедушка записал его в исполнении моей мамы на магнитофон» (Авдеева Дарья, 4 кл.). «Любимая детская книга моего папы такая же, как и у меня – «Волшебник Изумрудного города». Но папе больше нравится герой Гудвин, а мне сама Элли» (Соколова Варя, 4 кл.). «Мои дедушки и бабушки росли в годы Великой Отечественной войны… Бабушка Рита очень любила сказки Андерсена. Когда она их читала, то забывала о голоде. Бабушка Люда читала много. Её школа находилась в трёх километрах от дома. Бабушка шла по степи в школу и читала. Особенно ей запомнилась книга Майн Рида «Всадник без головы» (Елымов Игорь, 4 кл.).
 
Взрослые выразили свои мнения, сомнения и пожелания. Мама Ротачковой Ирины: «Я очень люблю читать книги. Признаться, раньше я не любила этого делать. Но с возрастом я стала понимать, как приятно в свободный вечер посидеть на диване с дочкой и почитать ей какую-нибудь книгу!». Дедушка Ковалёвой Елены: «Как пригодилось в жизни прочитанное? Стал шире кругозор, могу посоветовать, какую книгу надо обязательно прочесть. Я практически никогда не делаю грамматических ошибок, и хороший стиль моих деловых писем и протоколов технических совещаний приятно удивляет всех». Мама Филимоновой Насти: «Раньше не было компьютеров, поэтому любимым занятием было чтение. Жаль, что дети стали мало читать, какое они бы дали интервью? О том, в какие стрелялки и гонялки компьютерные играли? Но это было бы интервью на другую тему».
 
Безусловно, успех работы во многом зависел от помощи родителей, от их готовности потратить время на воспоминания. Но и личность ребенка (его отношение к семье, любознательность, способность к творчеству) чувствуется в каждой работе. Многим детям профессия журналиста пришлась по вкусу (у кого-то работа называется «Моё первое интервью», кто-то так и подписался – «будущая (может быть) журналистка»), возможно, первый опыт будет иметь продолжение. Но самое важное, что дети и взрослые увидели друг в друге интересных, талантливых людей. А это, на наш взгляд, главная тема и главная цель всего творчества А. Линдгрен.
 
Г. Р. Мацько,
главный библиотекарь зала литературы на иностранных языках
Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького
 
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2018

Яндекс.Метрика