написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 
 ■ Библиотека ■ Рассказы о книгах  

КНИГИ ЗАВЕТНОЙ МЕЧТЫ - 2

Поляков В.А. Олух царя небесного: Повесть. Менжунова Н.Н. Ложкаревка-интернэшнл и её обитатели: Повесть-сказка / Заветная мечта 06. Избранное. - М.: Заветная мечта, 2008. - 268 с.
Максимов А.М. Не стреляйте в сочинителя историй! Повесть. Сочинская М.К. Школьная жизнь: Повесть. Эльф Р. Синий дождь: Рассказ. Мэн Т. Козёл: Рассказ /  Заветная мечта 07. Избранное. - М.: Заветная мечта, 2008. - 204 с.
 
 
Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня второй день весенних каникул, пасмурный и влажный, поэтому самое время нам с вами собраться у камина и поговорить обо всём на свете, то есть о хороших книгах, в которых рассказывается обо всём на свете - о жарком острове Самоа, например, или об острове сокровищ, о подмосковной деревне Ложкарёвка и, конечно, о школе - сегодняшней и той, какой она была полвека назад, когда вашим дедушкам и бабушкам было столько же лет, сколько вам сегодня.

Именно так - обо всем этом (и даже об острове сокровищ) можно прочесть в двух небольших сборниках повестей и рассказов, вышедших в серии "Заветная мечта". С двумя книгами серии, представляющей произведения победителей всероссийского конкурса на лучшую детскую книгу, мы уже знакомились в декабре прошлого года. То были повесть-сказка Дины Сабитовой "Цирк в шкатулке" и, на мой взгляд, просто великолепная повесть в рассказах Бориса Минаева "Детство Лёвы".

Среди произведений, опубликованных в двух сборниках "Заветной мечты", о которых мы поговорим сегодня, повесть петербургского писателя Владимира Полякова "Олух царя небесного" во многом перекликается с минаевским "Детством Лёвы". Это тоже воспоминания о собственном детстве, пришедшемся примерно на тот же временной отрезок - 60-е годы прошлого века, с той лишь разницей, что Минаев - москвич, а Поляков - ленинградец (в то время город на Неве назывался не Санкт-Петербургом, а Ленинградом). Как и в книжке Минаева, в повести Полякова рассказывается о мальчишеском житье-бытье - учёбе и развлечениях, друзьях-товарищах, первых влюблённостях...
 
Тут, впрочем, сходство, пожалуй, и заканчивается. Минаевские рассказы о детстве Лёвы - рассказы именно о детстве; в небольшой же поляковской повести время сгущено, и примерно двести страниц текста охватывают школьные годы героя полностью. Мишка Желудков (фамилия происходит от жёлудя, а не от желудка - доказательству этого факта уделено немало весёлых страниц книжки) взрослеет на наших глазах, как взрослеют на его глазах дворовые друзья-товарищи. Быть может, это взросление происходит слишком уж стремительно, автор не останавливается подробно, как делал в своей повести о Лёве Борис Минаев, на психологических подробностях постижения героем мироздания, и мы, вероятно, меньше узнаём из его книжки о времени, что создаёт человека. Но вот о самом человеке, который, как зеркало, отображает время, мы узнаём немало.

60-е годы ХХ века - это ведь была героическая эпоха, друзья мои! Совсем недавно человечество победило фашизм, начало покорять космос, и настоящие мальчишки играли не только в войну, как бывает всегда, но и в мечтах своих бороздили галактику, открывая неизведанные планеты. Мальчишки быстро росли - причем росли преимущественно во дворе, среди множества друзей и неприятелей - соседей по коммуналкам, то есть большим квартирам, в которых жило по 20 - 30, а то и по 40 семей, и рано начинали испытывать на прочность своё тело и волю. Так, Мишка Желудков купается в шестибалльный шторм, спасаясь от гибели ценой неимоверных усилий, или голодным скитается ночами по пригородным полустанкам, уйдя из дома после ссоры с отцом, по его мнению, недостаточно считающимся с тем, что сын уже вырос и заслуживает уважения.

Сказанное отнюдь не значит, что вы немедленно должны начать закаляться и лезть в прорубь или, побранившись с родителями, идти ночевать на вокзал - для самовоспитания есть множество других, ничуть не менее действенных способов. Каких? Да хотя бы, подобно герою повести Владимира Полякова, согласиться на роль козла в школьном спектакле по маршаковской сказке "Кошкин дом", не боясь насмешек смазливых одноклассниц, и сыграть её так хорошо, чтобы тебя не то что не осмеяли, но стали уважать, или серьезно заняться спортом...

Да мало ли возможностей вырастить самого себя - олуха царя небесного - настоящим человеком!.. Кстати, олух царя небесного - что это такое? Безусловно, что-то не слишком лицеприятное, недаром именно из-за этого определения Мишка ссорится с отцом и уходит из дома. Ну а всё-таки, что именно? Узнаете и удивитесь, дочитав повесть Владимира Полякова до конца, захватывающую и по-настоящему мужскую повесть, где вас ждёт ещё немало интересных открытий, самое главное из которых - люди 60-х годов прошлого столетия, ваши дедушки и прадедушки. Ведь вы, в сущности, не так уж много знаете о них, не правда ли? 

Вторая небольшая повесть, входящая в сборник "Заветная мечта 06. Избранное", написана Натальей Менжуновой и называется "Ложкарёвка-интернэшнл и её обитатели". Это забавная сказка про то, как три австралийских зверя - страус Эму, кенгуру Кенг и коала Лени, - закупленные для московского зоопарка, умудрились сбежать от встречающих прямо в аэропорту, лесами добрались до деревни Ложкарёвка, где проживали только зайцы, бобры, галки, пёс Тарас да два старика и одна старуха, и, с помощью всех местных обитателей, скрывались там от служителей зоопарка до той поры, пока не смогли вернуться на родину. Сказка эта очень весёлая, но не слишком оригинальная по сюжету, так как очень похожа на голливудские мультфильмы, зато характеры персонажей яркие, почти басенные, то есть остроумно подчёркивающие наши, человеческие, достоинства и недостатки, приключения в книжке не прерываются ни на страницу, ну а основная идея сказки - дружба помогает преодолеть любое препятствие - понятна всем без исключения. Конечно, "Ложкарёвка" сильнее порадует ваших младших братишек и сестричек, но, думаю, и вы прочтёте её с удовольствием, тем более что других сказок в двух сборниках, о которых мы говорим сегодня, нет - все остальные произведения, входящие в них, достаточно реалистичны.

Именно таковы рассказы Рины Эльф "Синий дождь" и "Козёл" Тварка Мэна, опубликованные в сборнике "Заветная мечта 07. Избранное". Несмотря на странные имена авторов, оба рассказа повествуют о нашей сегодняшней жизни. Что же касается имён - это, несомненно, псевдонимы.

Что такое псевдоним и зачем он нужен? Если помните, мы уже говорили об этом. Псевдоним - придуманное имя - нужен для того, чтобы скрыть настоящее, если автору книги или иного художественного произведения почему-либо не хочется выставлять на всеобщее обозрение свою настоящую фамилию. Почему? Ну, может быть, потому что она кажется сочинителю некрасивой, или по каким-то иным причинам - не суть важно. Нередко, если автор талантлив, такая выдуманная фамилия полностью вытесняет настоящую. Так, например, псевдоним Корней Иванович Чуковский со временем заменил настоящее имя Николая Васильевича Корнейчукова даже в паспорте, и именно Чуковскими, а не Корнейчуковыми стали даже потомки писателя. Что же касается авторов, представленных в настоящем сборнике, то я, к сожалению, встречаюсь с их произведениями впервые и потому просто не знаю, каковы их подлинные имена. Впрочем, кое-что знаю о Тварке Мэне. Знаю, что он выбрал себе говорящий и очень литературный псевдоним, ведь Тварк Мэн - это перевёрнутый Марк Твен - автор знаменитых на весь мир книжек про Тома Сойера и Гекльберри Финна. А знаете ли вы, друзья мои, что и Марк Твен - это тоже псевдоним? Настоящее же имя писателя - Сэмюэль Клеменс. Рассказ "Козёл" в какой-то мере оправдывает говорящий псевдоним, ибо он ироничен, а история, в нём рассказанная, очень правдива. Более того, она сообщает о социальном пороке, который всем нам мешает жить, но справиться с которым наше общество пока не может.

Известно, что с помощью сатиры подобные социальные недостатки иногда удавалось побеждать. Жаль, что Тварк Мэн не обладает таким же мощным талантом, как Марк Твен, поэтому, думаю, вряд ли плохие люди, подобные описанным в его рассказе, устыдятся и вдруг исправятся. Но проблему Тварк Мэн поставил верно. "Козёл" рассказывает о безобразном поведении работников автоинспекции, оскорбивших поехавшую на воскресный отдых семью, и о том, как двое мальчишек, пострадавших от бессовестных инспекторов, отчаявшись добиться справедливости уговорами, нашли-таки оригинальный способ выставить обидчиков на всеобщее осмеяние, с помощью чего и заставили их во всеуслышание принести обиженным извинения. О том, как мальчишкам это удалось, вы узнаете прочитав рассказ.

Лирическая новелла Рины Эльф "Синий дождь" рассказывает о немой деревенской девочке Саше, которая очень хочет научиться разговаривать. Подобно всем больным детям, она воспринимает окружающий мир обострённо и, значит, более глубоко, нежели здоровые люди. Более того, Саша умеет общаться с миром на собственном языке - на языке рисунка, и с помощью карандаша способна сказать так много, как умеет мало кто другой. От этого, однако, счастливей девочка не становится, и её не слишком радостное детство завершается намного раньше, чем у обычных детей. Маленькой Саше предстоит покинуть родной дом, уехать от любимой мамы и замечательных соседей в город, где она будет жить и учиться в интернате. Собственно, новелла и рассказывает о последних днях Саши в родном доме, о прощании со всем тем, что окружало её до сих пор... Подумайте, как страшно покинуть всё, что ты знал и любил, даже если там, в новом большом мире, твоя судьба изменится к лучшему!.. 

Лирическому и сатирическому рассказам в сборнике предшествует весёлая повесть Марины Сочинской "Школьная жизнь", герой которой пятиклассник Лёнчик Арбатов принадлежит к той породе мальчишек, у которых, как говорят, шило в заду. Чего только не вытворяет Лёнчик и дома, и в школе: и снотворное соседу по парте подсыпает, и учителей почём зря обманывает, и  даже с германским канцлером встречается. Читается эта ироничная повесть, чем-то похожая на юмористические книжки Юрия Сотника, которые я любил перечитывать, когда был в вашем возрасте, очень легко и с большим интересом. Жаль только, что вошла она в сборник в сильно сокращённом варианте. Вероятно, рассказов о похождениях этого московского маленького Мюнхгаузена пополам со Швейком Марина Сочинская написала намного-намного больше - слишком уж удачно подсмотрен, придуман и очерчен её Лёнчик Арбатов, так что, может быть, когда-нибудь нам с вами попадётся и полное их издание, а пока советую вам непременно познакомиться хотя бы с теми, что вошли в сборник "Заветная мечта 07. Избранное". С моей точки зрения, именно "Школьная жизнь" Сочинской и повесть Андрея Максимова о жизни и смерти замечательного шотландского поэта и прозаика Роберта Луиса Стивенсона - лучшие произведения в сборниках, о которых мы сегодня говорим.

Как вы уже поняли, именно повестью Максимова о Стивенсоне мы и завершим сегодняшнюю встречу. Андрей Максимов - и человек, и писатель очень известный. Ежедневно вы можете видеть его по телевизору - на телеканале "Культура" он ведёт передачу "Ночной полёт", в которой берёт интервью у самых интересных людей нашей страны. Кроме того, Максимов часто выступает по радио, известен как театральный деятель и автор нескольких популярных книг. Его повесть о жизни и смерти Стивенсона "Не стреляйте в сочинителя историй!" выдумана от начала до конца и в то же самое время совершенно правдива. Дело в том, что из разных биографий и воспоминаний мы знаем об этом замечательном писателе немало, и Максимов строит свою фантазию о последних днях жизни классика именно на основе этих достоверных сведений. Да, он мыслит за Стивенсона, воображает и даже бредит за него, но и мысли эти, и фантазии, и сам предсмертный бред – всё опирается на документы, оставленные самим Стивенсоном, а также людьми, близко знавшими и любившими этого удивительного человека.

Роберт Луис Стивенсон воистину был замечательной личностью! Всю жизнь тяжко и неизлечимо больной, он умудрялся не только пойти против собственного отца, не желавшего сыну творческой судьбы, но и покорить сердце замужней американки, и, отчаянно нуждаясь в деньгах, добраться до Америки, и жениться на той, которую любил, и вырастить её сына, да не просто вырастить, а воспитать его примером собственного человеческого мужества и писательского таланта, так что и сам Ллойд Осборн (так звали пасынка Стивенсона) сделался недурным сочинителем.

Последние годы жизни Стивенсон провёл на острове Самоа, где климат, конечно же, больше подходил больному туберкулёзом писателю, нежели британский. Вот на этом-то острове и происходят события, описанные в повести Андрея Максимова, события подлинные и выдуманные, захватывающие и печальные, как захватывающи книги Роберта Луиса Стивенсона и как печальна его жизнь - быть может, самая главная книга, которую он не успел написать. На острове начинается спровоцированная американскими и британскими спецслужбами война между двумя кланами аборигенов. И на Самоа есть только один человек, способный её остановить, но времени у этого человека почти не осталось...

Я сказал, что жизнь, которую успел прожить, но не успел написать Стивенсон, может быть, его самая главная книга. Сумел ли рассказать о ней так, как мог бы сделать это сам Стивенсон, Андрей Максимов? Полагаю, нет, полагаю, что и сам Андрей Маркович так не думает, однако же есть в его повести несколько глав, воистину достойных пера автора "Острова сокровищ" и "Владетеля Баллантрэ". Это главы, в которых Стивенсон разговаривает с собственной смертью, являющейся ему в обличии одноногого Джона Сильвера. Эти страницы превосходны! Прочтите повесть сами, друзья мои, и, думаю, вы согласитесь со мной.

На этом простимся до следующих встреч друг с другом, с хорошим книгами, в том числе и с книгами Заветной мечты. Будьте здоровы, друзья мои, и не ленитесь читать.
 
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика