написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 

Путешествие под луной от дивана до крайнего севера, рассказанное в стихах и прозе

Друзья Заполярья: сборник стихотворений и рассказов / под ред. Ю.Д. Нечипоренко; ил. А. Капнинского. – М.: Премудрый сверчок, 2015 – 104 с., цв. ил.
Есеновский, Михаил Юрьевич. Луна за диваном: стихотворения / ил. М. Щетинской. – М.: Жук, 2013. – 80 с., ил.
 
Друзья мои!
 
Сегодня я познакомлю вас с заполярными сказками и главными реками России, со скворцом, который поет лучше соловья, ну и заодно со всем звездным небом. Не спрашивайте: возможно ли это… Возможно. Для хорошей литературы ничего невозможного нет.
 
Речь пойдет у нас о двух книгах, подаренных библиотеке гостем нашего города и любимым писателем Юрием Дмитриевичем Нечипоренко, о творчестве которого мы не раз беседовали. Это, во-первых, коллективный сборник «Друзья Заполярья».
 
Книжка большого формата, изданная на мелованной бумаге, с отличными цветными иллюстрациями, содержит цикл коротких географических – речных – стихотворений А. Орловой, прозаические миниатюры А. Дорофеева, рассказы и очерки К. Драгунской и Ю. Нечипоренко, сказки А. Строкиной.
 
Из авторов, чьи произведения составили этот сборник, мы до сих пор ни разу не говорили о творчестве Анастасии Орловой и Анастасии Строкиной. Поэтому начнем сегодня именно со знакомства с ними.
 
Анастасия Орлова – очень известный поэт, а в последние годы и прозаик, пишет стихи с детства, печататься начала, будучи девятилетним ребенком, в 1990 году. Очаровательная молодая женщина, ныне она автор многих книг, лауреат многочисленных конкурсов и желанный гость едва ли не во всех детских журналах и сборниках. Родилась она в Волгоградской области (оттого, может быть, самые проникновенные ее строки из стихов, опубликованных в сборнике «Друзья Заполярья», посвящены Волге и ее притокам), жила в Хакасии, сегодня, насколько мне известно, живет в Ярославле.
 
Цикл (или даже маленький сборник) стихов о реках России построен следующим образом. Небольшое лирическое или юмористическое стихотворение предшествует столь же лапидарному прозаическому научно-популярному комментарию, из которого можно узнать то, что осталось за пределами поэтического высказывания.
 
Например, стихотворение о самой главной реке, на которой стоит наш с вами город:
 
«Обь –
Бабуля ладная,
Каждый день
Нарядная.
Города,
Как бусинки,
У Оби-бабусеньки!»
 
Комментарий:
 
«Обь в переводе с языка коми – «бабушка», «старая тетушка».
Величайшая река Сибири. На севере впадает в Карское море, образуя залив Обская губа. Это самая широкая река России, которая полностью замерзает. Ее ширина достигает восьмидесяти километров (добавим от себя – конечно же, в устье. – Старый книгочей.)
На Оби стоят города Барнаул, Новоалтайск, Камень-на-Оби, Новосибирск, Колпашево, Нижневартовск, Сургут, Салехард».
 
Чем не игровой учебник?
 
Легкие, изящные, игровые и веселые поэтические миниатюры А. Орловой легко запоминаются, и пусть не все они стопроцентно удачны, однако лучшие стихи цикла, если автору повезет, могут прижиться в народном сознании так же, как прижились художественные формулы «Каждый охотник желает знать…», «Видеть, слышать и смотреть…» или «Пифагоровы штаны во все стороны равны».
 
Северные сказки Анастасии Строкиной, по-видимому, представляют собой художественную обработку народных легенд. В них слышны и вой ветра, и пронзительное безмолвие, нарушаемое лишь мягкими шлепками опадающего с веток деревьев снега. Слышны в них и голоса любимых сказочников: Топелиуса и Андерсена. Они суровы, как суров мир, их навеявший. Но этот суровый мир необыкновенно прекрасен, хотя и, на взгляд изнеженного солнцем и теплым морем южанина, невозможен для жизни. Мы с вами, однако, помним и тех европейцев, которые, рискуя собой, прокладывали путь еще дальше на север, вовсе не считая то же Заполярье гиблым местом.
 
Вот об этом, о несказанной красоте севера, о мужестве его обитателей, и поют сказания молодой писательницы, поэта и переводчика Анастасии Строкиной, родившейся в 1984 году на крайнем севере, а ныне живущей и активно работающей в Петербурге, вновь и вновь утверждая красоту и щедрость всей нашей планеты и особенно - родной земли автора.
 
С творчеством Александра Дорофеева мы уже знакомились, когда говорили о серии книг «Красный квадрат». В «Друзьях Заполярья» представлен небольшой сборник (или подборка) прозаических миниатюр писателя под общим названием «Белый воробей». Север увиден и показан нам глазами маленького мальчика, впервые приехавшего в Якутию и открывающего для себя огромный мир, в котором жить необычайно интересно, потому что воробьи в нем белые и называются пуночками, молоко твердое и круглое, а в коврижках – вот так пряники! - можно утонуть вместе со всем своим домом и хозяйством.
 
Мало сказать, что читать рассказы Дорофеева интересно и детям, и взрослым. Они поразительны еще и потому, что, подобно хорошим стихам, буквально в нескольких оригинальных по интонации строках содержат большой объем полезной и правдивой информации, иначе говоря – в малой форме большое содержание.
 
Прозу и драматургию Ксении Драгунской мы любим давно, говорили о ней неоднократно. В нашем сборнике опубликованы два рассказа, из которых последний, можно думать, представляет собой фрагмент большого сборника, или повести. Как всегда у Драгунской, здесь читатель попадает как бы в двоящийся мир – одновременно и реальный, и призрачный, и очень знакомый, и совсем чужой. В нем неуютно и порой страшновато, но очень интересно и живо. Ты как бы спишь наяву, или сон неожиданно вторгается в явь. При этом ничего сказочного тут нет, наоборот, все совершенно реалистично. Мир Ксении Драгунской, дочери классика отечественной детской литературы, жестоко не похож на мир ее отца, как не похож на мир советской литературы мир литературы сегодняшней. Может быть, именно потому и нынешний писатель, родившийся в нашей стране в эпоху, которая навсегда ушла в историю, не может не обладать двойным зрением, разломанным сознанием («Мир вывихнулся», - как говорил шекспировский Гамлет). Детские рассказы Драгунской написаны для взрослых и для тех, чья внешность обманчива. Они – настоящие бифокалы, обучающие нас двойному зрению – умению видеть то, что реальный мир не спешит показывать открыто.
 
Сборник «Друзья Заполярья» завершается двумя рассказами Юрия Нечипоренко – его редактора и составителя. Собственно, рассказом является только замечательный, ироничный и лирический, автобиографический «Шпак», известный нам по книжке «Смеяться и свистеть». Здесь, впрочем, он тоже вполне уместен, хоть, на первый взгляд, и не очень соответствует общей теме сборника. Но мы с вами привыкли первым взглядом не ограничиваться, так что, вдумавшись и вчитавшись, понимаем, что «Шпак» не только соответствует заявленной в названии теме, но, более того, служит своего рода камертоном ко всей книжке, некоторым образом (каким именно – подумайте сами, друзья мои) перекликаясь с «Пеночкой» Александра Дорофеева.
 
Рассказ же «Вместе с облаками» - на самом деле не рассказ, а очерк, такой веселый отчет писателя о «вирусе Севера», о поездке москвича в Нарьян-Мар, о том, как его там встречали организаторы встречи южанина с Заполярьем, библиотекари, читатели и… милиционеры, чуть было не принявшие ученого и писателя за шпиона. Тут вам и география, и история, и этнография, и литература – как говорится, в одном флаконе, то есть на пяти страничках.
 
Да и весь сборник не насчитывает даже сотни страниц, а рассказывает… О чем только он не рассказывает – интересно, остроумно и звонко, и впрямь - «не хуже соловья»!
 
***
 
Другая книжка, подаренная нам Юрием Дмитриевичем Нечипоренко, называется «Луна за диваном». Ее сочинил Михаил Есеновский, которого мы знаем и любим по книжке рассказов «Пусть будет яблоко». Она вышла в издательстве «Жук», в серии «Для тех, кому за десять», курируемой Юрием Дмитриевичем. В серии выходят книги для всех, потому что настоящий писатель способен рассказать о самом сложном не только доступно, но и интересно. В общем, это (в идее, по крайней мере, как я ее понимаю), возвращение на новом этапе к тому, что задумывали Самуил Яковлевич Маршак и его брат Михаил Ильин, и смогли осуществить в 20-е годы прошлого столетия лишь отчасти - по разным причинам, преимущественно не зависящим ни от самого Маршака, ни от его команды.
 
Разумеется, сегодняшние авторы пишут иначе и думают по-другому. Между научно-популярными, физическими и астрономическими, стихами Михаила Есеновского, составившими книжку «Луна за диваном», и стихами самого Маршака, Даниила Хармса или тем более Николая Олейникова (замечательных авторов «Чижа» и «Ежа» далеких двадцатых) пролегло ни много, ни мало целое столетие, да какое! Столетие революций, мировых войн, колоссальных социальных экспериментов, невиданных рывков во всех науках, создания непредставимых ранее информационных средств и полей и, как следствие, изменившихся почти до неузнаваемости литературы и искусств. Можно сказать и короче, применительно к поэзии. Между Маршаком и Хармсом, с одной стороны, и Есеновским – с другой, стоят горные пики Иосифа Бродского и Андрея Вознесенского. А потому и опирается сегодняшний автор именно на их плечи. Речь, конечно, не о подражании – Михаил Есеновский и как прозаик, и как поэт вполне оригинален и самостоятелен. Речь о культурной опоре. И в этом смысле перекличка с такими мастерами, как Иосиф Бродский и Андрей Вознесенский, служит автору рассматриваемой книги, только к чести.
 
«Луна за диваном», построенная, конечно, не намеренно, как бы в противовес подборке о реках Анастасии Орловой, то есть в ней не проза комментирует стихи, а наоборот – стихи комментируют прозу, - и познавательна, и художественна. Проза являет собой краткие формулировки из школьных учебников физики и астрономии. Стихи же по задачам разнообразны. Они могут иронически комментировать прозаические высказывания, могут иронизировать над ними, или же, напротив, на полном серьезе подтверждать, а могут и вообще уводить от учебника куда угодно, хоть на школьный двор, хоть домой на диван, а хоть и на плечо к Андреевой – соседке по парте, которая «всегда как ледышка», тогда как у лирического героя нынче жар…
 
Стихи Есеновского ироничны по преимуществу, зачастую обладают двойным дном и рифмуют «Гугл» с углом - вполне в духе Вознесенского. Но порой они достигают высшего класса, становясь трагическими и ироническими одновременно, как стихотворение про бабушку Свету, всю жизнь перемещавшуюся по дому со скоростью света (а как иначе и сваришь, и постираешь, и уберешь, и накормишь?), а после жизни, подобно звезде, надолго – навсегда! - оставившую внуку свой свет.
 
Есеновский пишет на сленге современного подростка, что придает его стихам особенную живость и психологическую точность, поражает неожиданными цитатами из кондовой школьной классики, скажем, из Грибоедова (а еще – кто из вас скажет?), которые, прозвучав в непривычном контексте, обрастают новыми смысловыми оттенками и сшиваются в очаровательные центоны.
 
Можно ли по этой книжке научиться физике и астрономии? Конечно, нет. Зато благодаря этой книжке можно влюбиться в поэзию – и новую, и модернистскую, и классическую. И главное – по этой книжке можно научиться чувствовать и думать. Умея же чувствовать и думать, легче и физику с астрономией освоить.
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика