написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Пожарная безопасность детям
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 

Сказки и истории для Насти и Никиты, которые хотят все знать

Волкова, Наталья. Картина в папиной мастерской: сказка / ил. Д. Лапшиной. – М.: Фома, 2011. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Сказки)
Иванова, Юлия. Волшебные краски: сказка / ил. О. Демидовой. – М.: Фома, 2012. – 24 с., цв. ил.  – (Настя и Никита. Сказки)
Цаплина, Вера. Похитители карандашей: сказка / ил. А. Ивойловой. – М.: Фома, 2012. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Сказки)
Волкова, Наталия, Волков, Василий. Метро. Подземный город: очерк / ил. Н. Кондратовой. – М.: Фома, 2012. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Знания)
 Волкова, Наталия, Волков, Василий. Большой-пребольшой: очерк / ил. Н. Кондратовой. – М.: Фома, 2013. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Знания)
Каликинская, Екатерина. Парад пуговиц: очерк / ил. Д. Герасимовой. – М.: Фома, 2011. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Знания)
Сапункова, Наталья. Воплощение времени: очерк / ил. Е. Подколзина. – М.: Фома, 2010. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Знания)
Улыбышева, Марина. Что передвинули передвижники: очерк / ил. Н. Кондратовой. – М.: Фома, 2012. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Знания)
Конюхов, Федор. Как я стал путшественником: мемуарный очерк / ил. А. Безменова. – М.: Фома, 2012. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Биографии)
Ткаченко, Александр. Владимир Даль: биографический очерк / ил. О. Громовой. – М.: Фома, 2010. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Биографии)
Улыбышева, Марина. Кулибин. Главный механикус России: биографический очерк / ил. О. Громовой – М.: Фома, 2010. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Биографии)
Дальская, Алина, Нечипоренко, Юрий. Ломоносов. Рыбак-академик: биографический очерк / ил. Н. Кондратовой. – М.: Фома, 2011. – 24 с., цв. ил. – (Настя и Никита. Биографии)
Нечипоренко, Юрий Дмитриевич. Помощник царям: документальное повествование / ил. Е. Подколзина. – М.: Изд-во Московского университета, 2011. – 128 с., цв. ил.
Обиолс, Анна. Моне: Филипп и Клод – друзья: новелла /  пер. с англ. [переводчик не указан]; ил.Суби. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 36 с., цв. ил. – (Художники)
Обиолс, Анна. Гоген: Жозефина и Поль – друзья: новелла /  пер. с англ. [переводчик не указан]; ил.Суби. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 36 с., цв. ил. – (Художники)

Добрый день, друзья мои!
Сегодня, в преддверии зимних каникул, когда у вас появится больше свободного времени, чтобы уделить его младшим братишкам и сестренкам, я расскажу вам о нескольких книжках для маленьких и самых маленьких. Среди этих книжек будут назидательные сказки современных авторов,  доступные для малышей очерки о культуре и технике, а также небольшие биографические очерки о русских и зарубежных художниках, писателях, изобретателях.

Сразу отмечу, чтобы не повторяться, обсуждая каждую книжку: все брошюрки ярко и разнообразно разрисованы талантливыми художниками, радуют глаз, причем зачастую иллюстрации не просто помогают усвоению текста, но даже соревнуются с ним.

Почти все представляемые книжки вышли в последние годы в московском издательстве «Фома», в большой серии для маленьких читателей «Настя и Никита», которая разбита издательством на несколько разделов: «Биографии», «Знания», «Сказки»… С последних, конечно, и начнем, ведь всякий настоящий путь в жизнь начинается именно со сказок.

Книжка Веры Цаплиной «Похитители карандашей» рассказывает нам о двух типах человеческой гениальности, перевоссоздающей мир по-своему. Один - приемлющий мироздание таким, как оно есть, и пытающийся внести в него еще больше красоты и гармонии. Другой – стремящийся завоевать мир и перестроить его, согласно собственному представлению о том, каким он должен быть, и под собственные нужды. Первый тип представлен талантливым художником, второй – гениальным изобретателем. Этот изобретатель, в общем, хорошо знаком нам и из человеческой истории, и из классических литературных произведений, в частности, фантастических повестей Алексея Толстого и Александра Беляева. Разумеется, в борьбе между двумя героями сказки Веры Цаплиной побеждает добро, но, как и положено, не сразу, и маленький читатель успевает увидеть и понять, что же стало бы с нашим миром, если бы добро не победило. История придумана и рассказана честно, ведь, несмотря на победу добра, без жертв дело не обходится, и – это особенно интересно -  одной из пострадавших сторон становится рассказчик – обыкновенный простой карандаш.

Легкая, чуть грустная сказка Юлии Ивановой «Волшебные краски» возвращает нас в обыденную реальность, в российскую новостройку, где новые красивые высотные дома возвышаются над осенней распутицей, горами неубранного строительного мусора, словом, всего того, с чем мы никогда не умели справляться. В таком доме живет маленькая девочка, которая любит и умеет рисовать. Однажды мама дарит ей набор красок, которые оказывается волшебными. С их помощью маленькая художница преображает мир. Но главное – она преображает всех живущих в этом мире. Увидев чудо, не сказочные, а реальные люди осознают, что многие чудеса они могут сделать своими руками, надо только приложить к тому усилия. И уже на следующий день нарисованные чудеса превращаются в чудеса человеческого труда.

Волшебная сказка Наталии Волковой «Картина в папиной мастерской» рассказывает о настоящем подвиге маленького мальчика, не побоявшегося в новогоднюю ночь шагнуть в папину картину, где нарисован был дремучий лес и злой колдун, похитивший несколько лет назад маму героя. Жертвуя собой, мальчик не только спасает маму, но и побеждает колдуна, причем необычным способом, без помощи бабы Яги или меча-кладенца, а на своем примере, просто убедив вздорного старика, что быть добрым лучше, чем быть злым, что добрым стать никогда не поздно, что под солнцем и радугой жить гораздо веселее, чем во тьме и холоде.

Назидания назиданиями, однако хороши все упомянутые здесь сказки тем, что, не претендуя, может быть, на особенные литературные достоинства, добру и красоте они учат на ярких и живых примерах. Тем же интересны и другие книжки серии «Настя и Никита». Почти все они, кстати, начинаются не с самой истории, а с предыстории, с коротенького рамочного рассказика о том, что предшествовало основной истории книжки, точнее, какие происшествия в жизни обычных современных детей подвигли родителей рассказать детям ту или иную сказку или историю. Так, например, затеянное детьми строительство замка, для которого потребовались им толстенные тома словаря Даля в качестве стройматериала, вызвало обстоятельный рассказ старшего брата о жизненном подвиге писателя и создателя главного русского словаря, а посещение зоопарка неожиданным образом привело к рассказу мамы о художниках-передвижниках. Но – по порядку…
 
 

Сначала познакомимся с пятью очерками из раздела «Знания» серии «Настя и Никита». В книжке Марины Улыбышевой «Что передвинули передвижники» на 24 страничках достаточно обстоятельно и толково рассказано об истории знаменитого «Товарищества», начавшейся с бунта в Императорской Академии художеств, породившего нескольких крупнейших мастеров русской живописи, а в итоге создавшего не только одно из самых влиятельных в ней направлений, но, можно сказать, целую художественную культуру. Великолепные иллюстрации Наталии Кондратовой, перемежающиеся с репродукциями самых знаменитых полотен передвижников, не только помогают лучше усвоить текст, но и значительно его дополняют, ведь, согласитесь, рассказ о таком многогранном явлении, как творческая многолетняя борьба передвижников с академической и государственной косностью, с окаменевшими представлениями об искусстве живописи критиков и простых зрителей, требуют значительно большего объема, нежели принятый издательством для детской серии «Настя и Никита».

Книжка Екатерины Каликинской «Парад пуговиц» очень интересно рассказывает о такой простой вещи, без которой, однако, человек, прожить не может, как пуговица. Привычная пластмассовая, или деревянная, или стеклянная… А ведь когда-то были золотые и серебряные, оловянные и каменные, из слоновой кости и драгоценных камней, цельные и полые, шарообразные и квадратные, малюсенькие и огромные, использовавшиеся чуть ли не как военные ордена. Пуговицы служили людям в Древнем Египте и в Древней Греции, служат и сегодня, конкурируя с «молниями» и липучками. Будут служить, конечно же, и завтра, и послезавтра. Как бумажная книга – невзирая на электронных соперников.

Множество интересных вещей можно узнать из этой совсем маленькой книжицы. Например, о том, почему на мужской одежде пуговицы пришиваются с правой полы. Оказывается, эта традиция возникла в средние века, когда пуговицы пришивали на рыцарские одежды. И вот, «воин… шел на врага левым плечом, держа в левой руке щит. При этом левая пола одежды должны быть выше правой. Тогда щель между полами оказывалась «захлопнутой» и враг не мог направить туда меч или копьё. Поэтому пуговицы пришивали только на правую сторону одежды».

Столь же интересна и богата историческими фактами и традициями, так или иначе дожившими до наших дней, и книжка Натальи Сапунковой «Воплощение времени», рассказывающая о часах: солнечных (гномонах и скафисах) и водяных (клепсидрах), песочных (на флоте называемых склянками, а почему именно – узнаете, прочитав книжку) и огневых (фитильных, свечных, лампадных), о ходиках и механических (впервые созданных в 996 году Гербертом Аврилакским, позднее ставшим Римским Папой Сильвестром II), о кварцевых и атомных, о самых сложных и знаменитых башенных часах, о ручных и жилетных, противоударных и водозащитных. И, как в книжке, посвященной пуговицам, история часов поведает вам об истории культуры и человеческого разума.
 
 
 

Брошюры Наталии и Василия Волковых «Большой-пребольшой» и «Метро. Подземный город» расскажут вам об истории Большого театра и Московского метрополитена. И та и другая - славные истории, хотя первая началась еще во времена Екатерины Великой, а вторая на полтораста лет позднее. Но и Большой театр и Московский метрополитен – уникальны, неповторимы, оба они являются культурным достоянием не только нашей страны, но и всего мира. Строительство каждого из этих объектов было непростым, судьба нелегкой - так, Большой театр несколько раз погибал в пожарах, а метрополитен буквально бился за выживание с подземными водами и фашистскими бомбами. Однако человеческая воля и любовь победили. А как именно – узнаете, прочитав книжки сначала про себя, а затем вслух, вашим домашним маленьким Насте и Никите.

Последний раздел серии в нашем сегодняшнем обзоре – «Биографии». Начнем рассказ с автобиографического очерка, то есть с рассказа о себе знаменитого путешественника, нашего с вами современника Федора Конюхова, начавшего свою приключенческую жизнь с отрочества, когда он, 14-летний паренек, влекомый тягой к странствиям и подвигам, сбежал из дома и сумел на вёсельной лодке переплыть Азовское море. Позднее на вёсельной же лодке он переплывет океан и победит, благодаря мужеству и опыту, гораздо более молодого и физически сильного соперника-француза. Еще Конюхов побывает на обоих полюсах нашей планеты, совершит несколько кругосветных путешествий на яхте, сумеет обмануть самых настоящих пиратов… Обо всем этом и рассказано в брошюрке. А еще о том, что надо знать и уметь, как, забыв об отдыхе, тренироваться до седьмого пота, как готовиться к путешествиям, какие продукты использовать в странствиях по Северу, а какие – по Югу. Словом, прочитав эту брошюру, вы будете знать все самое необходимое для того, чтобы пойти по следам Конюхова, а потом прорваться туда, где до сих пор нет вообще ничьих следов.

Между прочим, именно так поступают не только путешественники, но и первооткрыватели в других областях человеческой деятельности – изобретатели и механики, да и не только они, но и все пионеры в науках и искусствах. Убедиться в этом можно, познакомившись с книжками Марины Улыбышевой о русском механике Кулибине, Александра Ткаченко - о Владимире Ивановиче Дале, Алины Дальской и Юрия Нечипоренко - о Ломоносове.

Мы с вами уже знакомились в свое время с замечательной биографией В.И. Даля, написанной много лет назад для серии «Жизнь замечательных людей» Владимиром Порудоминским. А теперь познакомьте с этим замечательным человеком – ученым, писателем, моряком и врачом, принявшим последний вздох великого Пушкина, - своих маленьких братьев и сестер. Прочитайте им вслух книжку Александра Ткаченко и расскажите о том, что в нее не вошло из-за ограниченного объема издания. Вам будет нетрудно это сделать, ведь самое главное в брошюре рассказано – коротко и точно. Использовав ее  как путеводную нить, как конспект, попробуйте и восхитить малышей самой личностью В.И. Даля, и заинтересовать их литературным и лингвистическим творчеством человека, открывшего русским людям неисчерпаемый океан их языка.
 
 

Книжка Марины Улыбышевой «Кулибин» рассказывает о сыне нижегородского купца, с детства полюбившем мастерить разные механические штуки – от часов до самоходных аппаратов, а в зрелости сделавшемся главным механиком России, увы, к общественным переменам, связанным с результатами новаторской деятельности подобных личностей, оказавшейся неподготовленной. Так у нас бывает часто, а потому и жизнь российских самородков, среди которых одним из самых ярких был Иван Кулибин, как правило, трагична, ведь все созданное волей, талантом, вдохновением и тяжким трудом, остается невостребованным, пропадает втуне или используется за границей. Мы же потом покупаем у них втридорога товары, которые могли бы делать сами, ведь идеи и опытные образцы создаются нашими Левшами.

Почти такая же судьба была и у самого, наверное, великого русского ученого, у Михаила Ломоносова. Сделанное им в разных областях неисчислимо. А мы с вами много ли о том знаем? Ну, слышали что-то о Московском университете, по сути, созданном Ломоносовым, о его мозаиках и одах. Зачастую не зная при этом, что прежде, чем сложить первую мозаику, Михаил Васильевич должен был научиться изготовлять разноцветное стекло, а для того не только добиться получения разноцветного стекла в многочисленных опытах, но и построить на голом месте фабрику по его изготовлению, а еще раньше - добиться от высокопоставленных чиновников того, чтобы ему выделили землю под эту фабрику.

То же, в общем, и с одами, ведь до Ломоносова русской поэзии, по сути, не было. Именно Ломоносов, вместе с Тредиаковским и Сумароковым ее и создали, а это значит, создали не только правила стихосложения и опытные образцы, но, что гораздо важнее и труднее, сам поэтический язык. Да только ли поэтический? Вернее бы сказать – русский литературный, пусть еще тяжеловесный и корявый, но до Михаила Васильевича-то, почитай, никакого толком не было. В частности, Ломоносов, переводя с немецкого учебные пособия, задал первые образцы научно-популярного стиля, над которым позднее иронизировал Пушкин, но ведь надо же как-нибудь начинать с нуля. И ломоносовское начало было далеко не самым худшим.

Чтобы убедиться в этом, почитайте его стихи, хотя бы те самые, хрестоматийные, про «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». И представьте, что это вы сами, едва выйдя из отроческих лет, сбежали с одинокого островка в холодном северном море, из холодной к вашим интересам семьи, догнали рыбацкий обоз, шагом направляющийся из Холмогор в Москву, а добравшись до старой столицы, по сути, вышли в пустынное поле, ибо народу кругом много, но к вам с распростертыми объятиями не кидается никто, и, значит, завоевывать и этот город, и этот мир, и свое место под солнцем вам придется своими руками, своей головой и своей волей. И друзей у вас будет немного, ибо много настоящих друзей не бывает ни у кого, а вот соперников и врагов – вдосталь, ведь и литература, и наука – всегда соперничество и борьба, а вдохновение – лишь изредка.

Юрий Дмитриевич НечипоренкоВот об этом, а также и о многом другом: детстве и юности, учебе в Москве и Германии, о зрелости и дерзости – в творчестве и борьбе с косностью, о сильных мира сего, помогавших Ломоносову и враждовавших с ним, о печальном и, увы, раннем закате рассказывают два повествования, сочиненные ученым и преподавателем МГУ Юрием Нечипоренко, с чьей книгой «Начальник связи» я когда-то вас знакомил. Первая из них «Ломоносов. Рыбак-академик» завершает наш сегодняшний разговор о серии «Настя и Никита». Она, по-видимому, составлена Алиной Дальской на основе книги Юрия Нечипоренко «Помощник царям» и представляет собой своего рода дайджест для малышей. Им для первого знакомства с личностью Ломоносова этого вполне достаточно. Вам же, друзья мои, я рекомендую сначала прочесть биографическое повествование «Помощник царям», чтобы, читая малышам вслух «Рыбака-академика», дополнять краткую историю устными рассказами, то есть тем, что особенно запомнилось вам после прочтения «Помощника царям».

В целом это очень хорошая вещь, быть может, ей недостает той глубины и убедительности, той стилистической оригинальности и литературного размаха, которые поражают читателя повествования В. Порудоминского о Дале, но, в общем, повесть Ю. Нечипоренко вполне убедительна и не уступает всем известным мне биографиям Ломоносова, написанным его предшественниками. Надо еще учесть, что Нечипоренко обращался к юному читателю, следовательно, должен был давать материал выборочно, ведь первый русский гений науки и литературы человеком был во всех смыслах необузданным.

И в заключение скажу несколько слов еще о двух маленьких и очень красивых переводных книжках, посвященных замечательным французским художникам Клоду Моне и Полю Гогену "Филипп и Клод - друзья" и "Жозефина и Поль - друзья". Это выдуманные рассказы современных авторов – писательницы и художника – о детях, встречавшихся и подружившихся с Моне и Гогеном. Детскими глазами и показаны эти замечательные мастера европейской живописи. И взгляд этот оригинален и по-своему интересен. Во всяком случае, может оказаться таким для маленького человека, только-только делающего первые шаги в мировом культурном пространстве. Книжки Анны Обиолс замечательно оформлены и проиллюстрированы с использованием глубоко оригинальной стилистики в одном случае Клода Моне, в другом – Поля Гогена.

Здесь не время подробно говорить об этих художниках, да и разговор наш затянулся. Надеюсь, в одну из следующих встреч, подобрав с помощью наших уважаемых библиотекарей соответствующую литературу, мы сможем более подробно познакомиться с жизнью и творчеством героев упомянутых сегодня книжек о французских импрессионистах.
 
 

Так что, до новых встреч, дорогие мои друзья. Отдыхайте весело и не уставайте читать хорошие книги.
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика