написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Пожарная безопасность детям
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 

Айзек Азимов о времени и часах, футах и фунтах, метрах и килограммах, о Великой французской революции и количестве сердечных ударов за всю "короткую долгую жизнь" человека

Азимов, Айзек. Часы, по которым мы живём: От солнечных часов до лунного календаря. – М.: Центрполиграф, 2004. - 188 с. - ("Научно-популярная библиотека")
Азимов, Айзек. Мир измерений. От локтей и ярдов к эргам и квантам. - М.: Центрполиграф, 2003. - 220 с. - ("Научно-популярная библиотека")
Азимов, Айзек. О времени, пространстве и других вещах. От египетских календарей до квантовой физики. - М.: Центрполиграф, 2004.. - 270 с. ("Научно-популярная библиотека")

Добрый день, друзья мои! Айзек Азимов

Заканчивается прохладное лето 2013 года, завершаются школьные каникулы, а значит, самое время нам с вами вспомнить о вещах серьезных, всегда важных и, конечно же, очень интересных, ведь рассказал нам о них Айзек Азимов, к чьим учебным пособиям мы с удовольствием и пользой обращались уже не раз.

Сегодня наш разговор – о книжках Азимова, посвященных времени и его измерениям, на русском языке впервые вышедших примерно десять лет назад в серии «Научно-популярная библиотека» издательства «Центрполиграф».

Начнем с книжки про то, без чего никто из нас не обходится, - «Часы, по которым мы живем», имеющей издательский подзаголовок «От солнечных часов до лунного календаря».

Истинные часы, по которым мы живём - это постоянное вращение нашей Земли. К такому выводу, проведя читателя через долгую историю взаимоотношений людей с приборами для измерения времени и летосчисления, приводит его американский учёный и писатель в небольшой книжке, летом 2004 года впервые увидевшей свет на русском языке через четыре десятилетия после появления англоязычного оригинала.
 
Что за эти годы изменилось? Да, в сущности, ничего, по крайней мере, для традиционного среднего образования. Другой вопрос, что мешало советским издателям своевременно познакомить отечественных школьников с замечательными учебниками Азимова (вполне, кстати, лояльного к политике СССР и в качестве фантаста очень даже у нас издаваемого бывшего соотечественника), одинаково интересными и доступными взрослым и детям? Сие есть одна из многих тайн нашей политики. Ну да Бог с ней, с политикой. К тому же и спохватились наконец-то наши издатели.

В целом библиотечка занимательных учебников Айзека Азимова, изданная в первой половине 2000-х "Центрполиграфом", насчитывает около четырех десятков разноцветных томиков, посвящённых едва ли не всем на свете наукам. Но о чём бы ни писал автор - о математике ли, о химии, физике, биологии - книжки его захватывающе интересны и, мало того, неизменно историчны. То есть я хочу сказать, что история человеческой деятельности задаёт контекст, канву, ту самую "красную нить", о которой так любят поминать в школьных сочинениях, любого из учебных пособий Айзека Азимова. Другая излюбленная тема его - атеизм.
 
Убеждённый материалист и умница, издавший около полутысячи книг за полвека активной литературной деятельности, он, действительно, написал, наверное, обо всём, во всём разобрался и помог разобраться всем тем, для кого смысл человеческого существования заключается в разгадках тайн бытия и мироздания, а не в слепом поклонении "запретному плоду". И почти всё, что он написал - грамотно, талантливо, доходчиво, интересно, исторично. Как и эта маленькая книжка о том, зачем, почему и как именно человек познавал время.
 
От первых представлений о времени, полученных человеком посредством наблюдений невооружённым глазом за перемещениями небесных тел, до календарных путаниц, порождаемых человеческим, общесоциальным и цеховым упрямством - таков многотысячелетний охват имён, событий, открытий, сделанных жителями планеты Земля в ходе постижения времени и попыток измерения его приборами, которые мы называем привычным словом "часы". (Кстати, а как переводится само это слово? Затрудняетесь? Всё просто, и Айзек Азимов объясняет в двух словах: «от греческого слова, которое означает "время дня"» (С. 14). Ну а такие известные всем слова, как "неделя" или "параллель"? Первое, оказывается, происходит от тевтонского слова, означающего "изменение" Луны; слово же "параллель" - латинское "и означает сторону, так как на обычных картах с обозначенным сверху Северным полюсом линии необходимо было проводить от левой стороны к правой", с. 100.) И так каждое значительное событие, каждое открытие проанализировано, каждый термин расшифрован. А маленьких по формату страничек в книжке всего лишь 190... Нет, право же, никто ТАК внятно, емко и интересно учебники больше не писал и вряд ли напишет.
 
Примеры? Сколько угодно. Цитировать можно каждую страницу. Ну вот, о календаре: «...во времена римлян понтифик Максим (первосвященник) сторожил молодой месяц и при его появлении торжественно провозглашал начало нового месяца. На латинском языке "провозгласить" - "каларе", поэтому первый день каждого месяца называли КАЛЕНДАМИ. От этого слова мы получили наше слово КАЛЕНДАРЬ, которым назвали таблицу, показывающую различные месяцы» (С. 75 - 76). И далее следует интересный рассказ о римском календаре, о его особенностях и отличии от календарей вавилонского, египетского и, разумеется, современного.
 
Или, скажем, устрашающая многих пятница, 13-е. «Несмотря на то, что пятницу назвали в честь прекрасной богини (фрайдей - день Фригги, главной богини и жены Вотана (Одина), главного древнеисландского бога, или Фрейи, древнеисландской же богини красоты), многие люди думают, что она является неудачным днём, возможно, из-за того, что Христа распяли в пятницу. (Годовщину этого события отмечают в пятницу перед Пасхой. Её называют "великой пятницей", что является искажением "божьей пятницы".) Номер 13 некоторые считают несчастливым, поскольку 13 человек присутствовали на Тайной вечере: Христос и 12 апостолов. Поэтому 13-е число в пятницу считают в высшей степени несчастливым, многие люди бывают нервны в такие дни. Каждый год существует, как минимум, одно такое совпадение, а в некоторые годы - три... Но счастливые и несчастливые дни - нелепое суеверие; я верю, что придёт день, когда предубеждения исчезнут» (С. 80).
 
Или ещё фрагмент о самом необычном из всех календаре, придуманном совсем недавно - двести с небольшим лет назад. «Это произошло во время французской революции, которая началась в 1789 году. Революционеры избавились от старой французской системы измерения и создали новую, основанную на числе 10, что было огромным успехом. Это МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, и сегодня её использует не только Франция, но весь цивилизованный мир, за исключением англоговорящих стран.
 
Они были менее удачливы в реорганизации календаря. В 1792 году революционеры определили год, который начинался в день осеннего равноденствия (почти время начала иудейского года). В 1792 году 22 сентября упразднили монархию и провозгласили первую Французскую республику. Совпадение этого события с осенним равноденствием было очень удобным. Затем месяцам были даны названия (придуманные малоизвестным французским поэтом по имени Фабр д` Эглантин) по погодным условиям, типичным для определения месяцев:

22 сентября - 21 октября; вандемьер (сбор винограда)
22 октября - 20 ноября; брюмер (туман);
21 ноября - 20 декабря; фример (дождь со снегом)
21 декабря - 19 января; нивоз (снег)
20 января - 18 февраля; плювиоз (дождь)
19 февраля - 20 марта; вантоз (ветер)
21 марта - 19 апреля; жерминаль (семя)
20 апреля - 19 мая; флореаль (цвет)
20 мая - 18 июня; прериаль (выпас)
19 июня - 18 июля; мессидор (урожай)
19 июля - 17 августа; термидор (жара)
18 августа - 16 сентября; фрюктидор (фрукт)

В каждом месяце 30 дней, которые в сумме составляют 360. С 17 по 21 сентября включительно существуют пять выходных, не принадлежащих никакому месяцу. Это в целом составляет 365 дней (очень похоже на египетский календарь). В високосный год было бы шесть выходных...
 
Более того, упразднили неделю. Каждый месяц разделили на три группы по 10 дней каждая, которые стали называться декадами... Дни декады пронумеровали по-латыни: примиди, дуоды (первый день, второй день) и так далее.
 
Календарь кажется очень логичным; месяцы равные и точно соответствуют временам года. Первые три (осенние) имеют названия, заканчивающиеся на "-ер", вторые три (зимние) - на "-оз", третьи три (весенние) - на "-аль", четвёртые три (летние) - на "-идор".
 
Более того, кажется разумным назвать месяцы в соответствии с погодными условиями. Мы сами говорим о мартовском ветре, апрельских ливнях и майских цветах.
 
Но было несколько оплошностей. Революционный календарь упразднил воскресенья. Кроме того, каким нелепым был бы этот календарь для остального мира. В конце концов погодные условия различны в разных регионах...» (С. 154 - 156).

А помимо различия погоды, кто, согласитесь, согласился бы отменить религиозные праздники и собственные привычки?..
 
И вот именно этому - проникновению человека в тайны природы ВОПРЕКИ привычкам, устоям, укладам, по большому счёту, и посвящена книга Айзека Азимова. Знание даётся нелегко, постигается через трудности и препятствия. Ведь куда легче, проще, спокойнее быть ведомым, нежели открывать новые пути. Но без них не обрести знания. А без знания, прошедшего огромный и тяжёлый путь - от простейших солнечных часов до современных представлений о природе времени и пространства - что бы мы собой представляли?

В этой ненавязчивой публицистичности - особая прелесть научно-популярных книжек Айзека Азимова, не только большого писателя, но и выдающегося педагога, знавшего всё на свете и обо всём на свете умевшего рассказать интересно, увлекательно, кратко и исчерпывающе. А ведь рассказать - это и значит научить.
 
Выбрав лишь один - историко-этимологический - ряд примеров, я намеренно опустил темы географические и астрономические. Нельзя объять необъятного, это мог лишь сам Азимов. А к тому же самое интересное, повторюсь, надо узнавать самостоятельно. Так что, читайте, друзья мои!
Другая книжка, о которой скажу вам несколько слов, называется «Мир измерений. От локтей и ярдов к эргам и квантам». Она тоже очень интересная и вполне доступная даже тем, кто не проводит бессонные ночи, решая олимпиадные задачи. Вот только одна цитата, вчитайтесь – и сразу поймете: с Азимовым ничто не сложно.

«Мы начали с длины (L), массы (М) и времени (Т).
 
Расстояние измеряется в единицах длины, значит, его размерность L. Скорость - это количество пути (в любом направлении), проделанное за определенный промежуток времени. Другими словами, это расстояние в единицу времени, или L / Т.

Ускорение - это изменение скорости в единицу времени, то есть (L / Т) / Т, или L / Т2.

Сила - это то, что производит определенное ускорение, или М х L / Т2, или МL / Т2.
 
Работа - это мера силы, действующей на определенном расстоянии и преодолевающей определенное сопротивление. Другими словами, это сила, помноженная на расстояние, или МL / Т2 х L, или МL2 / Т2.

И наконец, энергия - это количество работы, сделанной за определенный промежуток времени. Это работа в единицу времени, или (МL2 / Т2) / Т2, или МL2 / Т3» (С. 199).

Именно так почти заканчивает свой занимательный учебник, посвященный истории и сегодняшнему дню всех основных видов измерений, блистательный фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов. Почти - потому что в качестве своего рода эпилога предлагает далее еще несколько страниц, на которых столь же кратко, доступно и основательно рассказывает о тех измерениях, что внесли в жизнь человечества открытия Планка и Эйнштейна.

Краткость, доступность и основательность, как мы с вами уже не раз отмечали, это определяющие свойства азимовского стиля - стиля состоявшегося ученого и состоявшегося писателя.
 
"Мир измерений", как и другие научно-популярные книги этого автора, я совершенно уверен, просто необходима каждому учащемуся и каждому учителю, так как последнему, использующему метод и слово мастера, легче будет пробиться к порой глубоко сокрытому интеллекту первого, а первому сумеет открыть не только практическую необходимость, но и изящную простоту сложной науки.
 
Ничего специально не упрощая, автор ясно и последовательно проводит читателя по мирам измерений, следуя двум принципам - практической необходимости для человека и общества разнообразных измерений (и, соответственно, знаний о них) и хронологии.
 
Так, древние греки объявили о том, что мерой всех вещей является сам человек, но первые цивилизации возникли задолго до греков, и именно там, на Ближнем Востоке, этот теоретический постулат давно уже применялся в практике измерений. Следы этой практики в странах, пользующихся метрической системой, в том числе и в России, стерлись почти полностью (ну кто теперь помнит такие понятия, как вершок, локоть, аршин, сажень?), зато в англоязычных странах многие из них живут и поныне.
 
Досадуя на британскую приверженность неудобным традициям, излагая историю создания метрической системы измерений (введенной, как мы уже знаем, впервые во Франции, в эпоху Великой революции), сообщая попутно множество любопытных исторических и легендарных фактов (например, о том, что фут - ничто иное как длина ступни Карла Великого, а ярд - расстояние от кончика носа до кончиков пальцев вытянутой руки короля Генриха I Английского, или о том, что дюйм - латинское слово, означающее одну двенадцатую часть, а миля (сокращенное от "милиа пасум") - расстояние в тысячу шагов римских легионеров, марширующих в строю), Азимов предлагает таблицы коэффициентов, с помощью которых достаточно легко можно научиться переводить футы и фунты в километры и килограммы.
 
Вы, может быть, спросите: а зачем нужно этому учиться российскому школьнику? Впрочем, сегодня уже вряд ли спросите, ведь завтра, закончив школу, возможно, поступите в Оксфорд или Принстон, либо просто уедете с семьей жить в США, Англию или Австралию, где всем этим устаревшим, но тем не менее действующим премудростям придется учиться. Не лучше ли познакомиться с градусником Фаренгейта, с пинтами, галлонами и унциями уже сейчас?
 
В заключение сегодняшней беседы расскажу о книжке, которая называется «О времени, пространстве и других вещах. От египетских календарей до квантовой физики». По жанру это скорее не учебник, а книга очерков для, так сказать, внеклассного чтения тех школьников, которым интересно учиться. Проще говоря - для любознательных.

И любознательные, в самом деле, найдут здесь множество интересного об истории развития человеческой мысли, то бишь о деяниях таких же любознательных людей, как они сами, только живших на планете Земля намного раньше. Например, о составителях самых древних календарей - египтянах и вавилонянах (а равно и о самих календарях - лунном, солнечном, юлианском, григорианском, о достоинствах и недостатках каждого), или об астрономах прежних веков, открывавших звезду за звездой, планету за планетой Солнечной системы и придумывавших им названия. Вот, например, о том, что планета, которую все мы знаем под именем античной богини любви Венеры, имеет, оказывается, и другие названия: Hesperos, или по-латински Vesper ("вечер", "запад"); Phosphoros - по-гречески, Lucifer - на латыни, что в обоих случаях означает "приносящая свет"; Ishtar - на языке вавилонян. Иштар, как и греческая Афродита и римская Венера - богиня любви и красоты, а кто такой Люцифер и что такое фосфор, подумайте сами. Ну а если думать лень - читайте Азимова, он подумал за вас. Тем более что почитать в этой книжке есть о чем.

О чем конкретно? О том, почему ночь черная. О том, что общего между сатирой и сатурналиями (сильно умные спросят: а между сатиром и Сатурном - и не будут неправы!), и что такое вообще эти сатурналии (а я в свою очередь спрошу, что такое сатира?). О сирийском монахе Дионисии, в 1288 году математическим путем установившем (первым!) дату рождения Иисуса Христа - ведь календаря, которым мы сегодня пользуемся, в те времена, как ни странно, еще не было (Дионисий, увы, ошибся с истинным возрастом Бога, но по историческим меркам был все же достаточно близок к истине, ведь что такое для большой истории 10-20 лет).
 
Еще, причем довольно подробно, Азимов рассказывает о Зодиаке, о тропиках - в астрономическом смысле этого слова, означающего не что иное, как "поворачивать". Много, интересно и весьма поэтично пишет американский фантаст и ученый о Луне как явлении в Солнечной системе уникальном, ибо и впрямь такого спутника, а лучше сказать - сестры, нет ни у какой другой планеты, даже если иные из них окружены целым десятком "идущих об руку". Но, пожалуй, самые интересные для любознательных страницы книжки посвящены нашей галактике и Вселенной в целом - их рождению, существованию и неизбежной гибели, ибо ведь всё живое - а галактика и Вселенная, несомненно, живые сущности - когда-то обречено умереть. Кстати, о продолжительности жизни, о возможности ее продления в разумных пределах Азимов в этой книжке тоже пишет - чуть печальнее, чем обо всем остальном, но и чуть высокопарнее. Настолько, что завершающую эти очерки главу, автором названную "Медленно движущийся палец", хотелось бы переименовать, ведь она представляет собой подлинный гимн самому великому труженику и самому великому волшебнику - неустанно отсчитывающему миллиарды ударов человеческому сердцу.
 
Итак, книжка "О времени, пространстве и других вещах" удовлетворит любознательного читателя - безусловно. На мой же вкус, главная ее прелесть в том, что здесь, более чем где-либо, автор дал волю всегда присущему ему юмору. Едва ли не каждая глава начинается и завершается остроумной шуткой, а одна из глав, которая называется "Забудьте об этом!", иронична от начала до конца, причем юмор в ней вырастает в сатиру, и это - в научно-популярной-то книжке! - само по себе дорогого стоит.
 
И еще одну вещь из тех многих вещей, о которых в контексте времени и пространства пишет здесь Азимов, нам с вами отметить в заключение просто-таки необходимо. Это большой, исторически выверенный пассаж на страницах 240 - 244 о становлении русской науки, возросшей в борьбе и взаимодействии с наукой немецкой, а также своеобразное признание если не в любви, то в уважении к земле, на которой автор родился, ведь когда Азимов писал свою книжку, это была русская земля - местечко под Смоленском по названию Барановичи... Ныне же родина крупнейшего американского фантаста для нас, увы, ближнее зарубежье - республика Беларусь.

Поверьте, книжку "О времени, пространстве и других вещах", как и все прочие научно-популярные азимовские вещи, цитировать можно до бесконечности, ибо в них все интересно и вовсе нет "воды". Но я хочу привести под занавес только одну маленькую цитату. Вот она, интересная, думаю, всем, а не одним только белым американцам:

"Отдельный человек может прожить более четырех миллиардов ударов сердца! Таким образом, средняя продолжительность жизни белого американца в наши дни составляет 2, 5 миллиарда ударов сердца. Любой человек, справивший свой двадцать пятый день рождения, уже прожил миллиард ударов сердца и все еще остается молодым, имеющим впереди долгую жизнь" (С. 268).

Ну, вот и все на сегодня. Надеюсь, я заинтересовал вас, и вы с радостью поспешите учиться и читать.
Будьте здоровы, успехов всем вам в новом учебном году!
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017
http://siblistva.ru/ вагонка штиль из лиственницы классы экстра.

Яндекс.Метрика