написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 

Журналистское расследование МАШИНА ВРЕМЕНИ. Конкурс детского литературного творчества

Положение  об областном конкурсе детского литературного творчества

«Журналистское расследование «Машина времени»


 
Цели и задачи конкурса
 
  • Развитие у детей творческих способностей, фантазии, навыков литературного письма.
  • Развитие навыков исследовательской деятельности.
  • Стимулирование детского чтения.
  • Поддержка традиций семейного чтения, укрепление взаимного интереса и уважения к читательским предпочтениям, вкусам, ценностям между представителями разных поколений семьи.
Организация конкурса
Организатор конкурса – Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького (НОДБ). Для проведения конкурса создается областной оргкомитет, выполняющий функции жюри (Приложение 2).
В городах и районах области детскими и школьными библиотеками создаются рабочие группы, которые проводят для детей консультации по литературному творчеству, отбирают и высылают в адрес областного оргкомитета лучшие конкурсные работы.

     
Условия и сроки проведения конкурса
Конкурс проводится с 1 сентября по 29 декабря 2009 г.
К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 3-6-х классов. Участники конкурса пишут творческую работу – интервью с родителями (или другими старшими членами семьи, педагогами, воспитателями). Тема интервью – «Что вы читали в детстве», т.е. в возрасте автора конкурсной работы. Дополнительные требования, предъявляемые к работе, и рекомендации см. в Приложении 2. 

При оценке работ учитываются:
 
  • творческий подход к форме интервью,
  • искренняя заинтересованность автора, самостоятельность суждений, оригинальность изложения,
  • наличие элементов исследовательской работы,
  • оформление (наличие иллюстраций, других элементов художественного оформления).

     Конкурсные работы не возвращаются и могут быть представлены на различных выставках детского творчества.
     
 
Требования к оформлению работ
Работы выполняются на белой или цветной бумаге формата А 4, не более 3 страниц текста (не считая иллюстраций). Лучшие работы будут храниться в виде альбома, поэтому страницы не следует склеивать (можно соединить скрепкой, степлером). Дополнительно работу можно предоставить на электронных носителях (CD, DVD), - для размещения на сайте.
Работы должны сопровождаться информацией об авторах (фамилия, имя полностью, возраст, полное название школы, класс, домашний адрес и телефон) и руководителях (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, телефон).

Работы отправляются по адресу: 630005, г. Новосибирск, ул. Некрасова, 84, Новосибирская областная детская библиотека, зал иностранной литературы; E-mail:
ODBN@mail.ru; контактный телефон: 8(383)-224-72-41.

 
Регламент конкурса
I этап – с 1 сентября по 27 сентября 2009 г. Проведение конкурсов на местах (преподавателями начальных классов, внеклассного чтения, русского языка и литературы, библиотекарями).
II этап – с 29 сентября по 15 ноября 2009 г. Руководители рабочих групп отбирают и отправляют лучшие работы в оргкомитет. 
III этап – с 17 ноября по 29 декабря 2009 г. Оргкомитет определяет финалистов конкурса. Авторам может быть предложена доработка произведений, их оформления.

Подведение итогов конкурса
Подведение итогов состоится в декабре 2009г. в Новосибирской областной детской библиотеке им. А.М. Горького. По итогам конкурса определяются I, II, III места в двух группах: 3-4-е классы и 5-6-е классы. Авторам будут вручены дипломы и призы. Лучшие работы будут помещены на сайте библиотеки.

                            

Приложение 1
к положению об областном конкурсе

Оргкомитет конкурса
      Климова Елена Валерьевна – член Союза журналистов России, преподаватель факультета журналистики НГУ.         
      Котомцева Ирина Владимировна – заведующая отделом обслуживания младших школьников НОДБ.
      Мацько Галина Романовна – главный библиотекарь зала литературы на иностранных языках НОДБ.
      Федоренко Наталия Николаевна – заместитель директора НОДБ.


Приложение 2
к положению об областном конкурсе

                                                
Информация для участников конкурса
Уважаемые конкурсанты! Вам предстоит выступить в роли журналистов и взять интервью у «звезды». «Звезда» в нашем конкурсе – это близкие вам люди, старшие по возрасту (родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, а может быть, учителя и воспитатели). Лучше, если героев интервью будет не более двух, ведь это не социологический опрос. Ваша задача - узнать, какие книги они читали, когда были в том же возрасте, что и вы сейчас.

Конечно же, вы не раз читали интервью профессиональных журналистов с разными звездами. И, наверное, заметили, что не только от личности «звезды», но и от журналиста зависит, интересно ли вам было читать, многое ли вы узнали об этом человеке.

Интервью может быть разным по форме. Оно может выглядеть как вопросы и ответы, как анкета, как обобщение полученных сведений в форме рассказа, как рассказ «звезды» о себе, записанный журналистом... Может быть, вы придумаете еще какую-то форму. В любом случае, именно вы должны придумать вопросы, которые сделают интервью интересным и раскроют тему. В этом проявится ваша фантазия, изобретательность. А вот ответы вы обязательно должны записать правдиво, как и подобает профессиональному журналисту.

Вы можете расспросить своих «звёзд», какие у них были любимые авторы и любимые книги, почему именно такие, что больше всего запомнилось, чем они руководствовались при выборе книг, к чьим советам прислушивались, когда, в каком возрасте они начали читать, где брали книги и так далее. Если «звезда» помнит только примерное название книги, то это ваша задача – узнать автора. А дальше вы можете рассказать, отличаются ли ваши читательские вкусы и предпочтения, чем именно, что нравится читать вам. А может быть, вы прочитаете те книги, о которых вам рассказали «звёзды», и поделитесь своими впечатлениями. А может быть... придумаете что-то еще, что сделает интервью интересным для читателей. Только избегайте подробного пересказа содержания книг, не превращайте интервью в реферат!

Обращаем ваше внимание на два важных момента. Во-первых, своих «звёзд» вы знаете очень хорошо, а вот читателям вы должны их представить: фамилия, имя и отчество, возраст, кем они вам приходятся, что-то интересное и важное, что вы посчитаете нужным о них рассказать. Возможно, вам необходимо будет рассказать и о себе. Во-вторых, важно выбрать правильный момент для интервью, тогда вы сумеете «разговорить» собеседника, расположить его к себе. Например, если вы отвлекли маму от просмотра любимой передачи, вряд ли её ответы будут очень подробными. А вот если вы будете задавать свои вопросы и одновременно помогать в домашних хлопотах, скорее всего, ваши «звёзды» с удовольствием вспомнят детство.

Итак, вы собрали предварительную информацию. Очень важно интересно её преподнести. Наверняка вы хороший рассказчик, поэтому вначале расскажите кому-нибудь свой материал (или представьте, что рассказываете), а потом записывайте и редактируйте. Готовое интервью тоже полезно дать кому-нибудь прочитать: такая «независимая экспертиза» покажет, насколько интересна будет ваша работа для читателей.

Ваше интервью вы оформите на листах формата А 4 или альбомных листах. А проиллюстрировать можете рисунками, фотографиями, подобрать красивый шрифт для текста или написать его от руки очень красиво и аккуратно... Ведь ваша статья посвящена очень близким для вас людям, проявите уважение к ним, да и к своей работе!

Несколько лет назад аналогичную работу уже выполняли учащиеся 3-4-х классов. Их статьи вы можете посмотреть на сайте нашей библиотеки.

Обратите внимание, что эти работы были написаны не для конкурса, а для урока внеклассного чтения. Надеемся, что вы в полной мере проявите творческий подход и ваши статьи будут ещё интереснее.

Итак, ваше интервью должно быть правдивым, при этом вам нужно проявить изобретательность в поиске подхода к «звезде», а также придумывая вопросы и оформление статьи. Творческих вам успехов, находок и открытий!
 
Руководитель проекта – Г. Р. Мацько, главный библиотекарь зала литературы на иностранных языках НОДБ
 

 
 

ИТОГИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
«ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ   «МАШИНА  ВРЕМЕНИ»

(сентябрь – декабрь 2009 года)
 
 
 
 
 
Вот и завершился (почти) конкурс «Машина времени». Завершённым мы будем его считать тогда, когда на нашем сайте все желающие смогут прочитать лучшие статьи (вначале – работы лауреатов, позднее – другие интересные статьи). Мы планируем закончить эту работу в первом квартале 2010 года.  Почему это невозможно сделать быстро? Немного статистики.

В областном конкурсе детского литературного творчества «Журналистское расследование «Машина времени» приняли участие дети 8 - 13 лет из 26 районов области, из городов Новосибирска, Бердска, районного посёлка Кольцово. Жюри рассмотрело 452 работы (!). В действительности число конкурсантов существенно больше, поскольку во многих районах и в отдельных учебных заведениях проводились предварительные конкурсы, в оргкомитет отправлялись лучшие работы. Активное участие приняли Болотнинский, Доволенский, Здвинский, Купинский, Ордынский, Чановский, Черепановский районы, города Бердск, Куйбышев, Новосибирск.

Интересных работ оказалось так много (не менее 75 % от общего числа), что вместо 6 лауреатов в двух возрастных группах получилось 20 призёров. Кроме того, 4 конкурсанта (по числу членов жюри) награждены Специальными дипломами жюри «За отличную творческую работу». Другие авторы интересных работ отмечены дипломами и благодарственными письмами. Поздравляем всех!

Итак, конкурс почти завершён, и можно проанализировать, что получилось, какие трудности возникали, какие были сделаны открытия – и журналистами, и жюри.

Почему для конкурса была выбрана такая тема? Рассказать о своей любимой книге несложно, а вот чтобы узнать, что любили читать другие, нужно провести целое расследование, даже если «другие» - близкие люди. Уверены, что многие журналисты до начала расследования не просто не знали, какими читателями были их родители, но никогда об этом даже не задумывались. Помочь оказаться в прошлом могла только «машина времени».

К тому же, согласитесь, журналист – очень интересная профессия, и не стоит упускать возможность попробовать свои силы на этом поприще. Многие конкурсанты так и представлялись – «репортёр газеты «Человек читающий», «ведущий передачи «Мир книги»… А ещё, оказывается, были созданы журналы «Родные люди», «Семейное чтение», «Мой друг Пишичитай» и многие другие. Журналисты так вошли в образ, что, беседуя с мамами и бабушками, называли друг друга по имени-отчеству. Некоторые работы называются «Моё первое журналистское расследование», возможно, авторы видят себя в будущем журналистами. А может быть, социологами (один автор продумал и провел настоящее анкетирование одноклассников на тему чтения)... А может быть, детективами (работы «секретных агентов» тоже получились интересными).

Напоминаем, что участники конкурса должны были взять интервью у старших родственников или знакомых на тему «Что вы читали в детстве», точнее, в возрасте журналиста. (Правда, вспомнить себя в определённом возрасте оказалось очень сложной задачей, поэтому ответы респондентов, как правило, отражают их читательские предпочтения на протяжении всего детства – от 4 до 14 лет.) Журналистам необходимо было провести настоящее исследование: продумать вопросы интервью, использовать разные способы получения информации (например, просмотреть домашнюю библиотеку, расспросить  тех, кто знал героя интервью в детстве, изучить его читательский формуляр и т.д.), проверить и дополнить полученные сведения (респондент мог забыть или перепутать автора и название книги), проанализировать их и выразить личное отношение к проблеме. Наконец, автор статьи должен был придумать форму представления полученного материала.

Жюри оценивало работы по тем же критериям, что и в профессиональной журналистике: статьи должны быть правдивыми и интересными для читателей.
 
В правдивости нашим журналистам и героям интервью не откажешь: одни честно признавались в своей лености, другие – в том, что вообще читать не очень-то любят, третьи – что читают только по школьной программе или, наоборот, только дамские любовные романы и детективы. Что касается второй задачи, – сделать статью интересной для читателей, – с ней тоже многие справились. Большинство авторов поняли, что нужна «эксклюзивная» информация о них самих и близких им людях, а не просто перечисление прочитанных произведений, и уж тем более не аннотации к книгам и не литературоведческие рефераты.

Конечно, в силу возраста журналистов, каждая статья – это результат совместной работы детей и руководителей (родителей, учителей, библиотекарей и т.д.). Поэтому, дорогие журналисты, не забудьте поблагодарить своих руководителей за хорошие советы, а «звёзд» – за терпение и понимание важности вашей работы. Мы считаем, что в данном случае взрослые не выполняли работу за ребёнка, а занимались совместным творчеством, которое укрепляло взаимный интерес и уважение к читательским вкусам, ценностям между представителями разных поколений. К тому же сам формат интервью предполагает сотрудничество, от личности героя во многом зависит успех статьи.

А теперь об открытиях.
Открытие первое. Кто стал героем, «звездой» интервью? Самыми отзывчивыми оказались мамы (героини 251 статьи), папы (92 статьи) и бабушки (89 статей). (Сразу оговоримся, что некоторые журналисты писали о нескольких людях, поэтому героев интервью больше, чем самих работ). Интервьюировали также дедушек (26 статей), прабабушек и прадедушек, старших братьев и сестёр. Реже обращались к тётям и дядям, крёстным, друзьям родителей, невесткам, соседям. Соседи и земляки оказались не простыми, а очень интересными: поэтессы, ветераны войны. Стать героем интервью не только ответственно, но ещё и почётно. Поэтому с удовольствием отмечаем, что журналисты расспрашивали и библиотекарей, и учителей, и руководителей творческих кружков, что ещё раз подтверждает их  авторитет, влияние на чтение детей. На наш взгляд, для учителей это стало своеобразным подарком к Году учителя. Кстати, три самых храбрых корреспондента не побоялись пригласить на интервью даже директоров школ (!). Стоит отметить, что во всех работах чувствуется неподдельное уважение, любовь «журналистов» к своим «звёздам».

Открытие второе. О каких любимых в детстве книгах вспоминают «звёзды»? Нами составлен список этих произведений (209 авторов). По частоте упоминаний лидируют: «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, русские народные сказки, сказки и стихи А. С. Пушкина. Книгу Гайдара называют любимой даже те, кому сейчас меньше 30 лет и кто не успел побыть пионером. Вспоминая о книгах, посвящённых пионерам-героям, Великой Отечественной войне, респонденты иногда уточняли, что «существовала такая идеология. Нас заставляли читать книги о героях, о благородных, самоотверженных людях, любящих Родину. Нынешним детям это будет неинтересно». Видимо, всё-таки речь идёт об общечеловеческих ценностях, и литература о настоящих героях нужна всем поколениям. Кстати, у большинства самих «журналистов» возникло желание прочитать книги, которыми зачитывались в детстве их «звёзды». Многие книги из этого списка – настоящая классика детской литературы. Отдельные книги упоминаются по одному разу, некоторые, похоже, не найдёшь ни в одной библиотеке. Такова особенность читательского восприятия – на него, особенно в детском возрасте, влияет не только художественная ценность произведения, но и множество других факторов. (Некоторые респонденты забыли автора или точное название произведения, но помнят, как выглядела обложка, какие были иллюстрации, даже особый типографский запах книги). Поэтому получившийся перечень книг не рекомендательный список литературы «Лучшие книги для детей»,  а, скорее, «Любимые книги детей, которые уже выросли».

Кстати, без статьи журналиста не всегда понятно, почему та или иная книга попала в этот список. Например, книгами о Ленине зачитывалась одна респондентка, детство которой пришлось на середину 90-х годов. По ее словам, она и стихи о нем переписывала, и портреты собирала, «фанатела, как современные девчонки по «Ранеткам».

Открытия третье и четвёртое. Похожи ли современные дети на своих старших родственников и знакомых? Одинаково ли их отношение к чтению? 
Выяснилось, что представителей старших поколений в детстве нередко ругали за то, что они… слишком много читают («портят зрение», «меньше помогают по хозяйству», «жгут керосин»). Поэтому самые находчивые читали по ночам – под одеялом, с фонариком (вот это всем журналистам показалось страшно интересным занятием, которое необходимо испытать на себе). Современных детей тоже ругают… за то, что они читают слишком мало. А ещё изменилась скорость чтения (или время, которое чтению уделяется?). Ещё старшие братья и сёстры в детстве могли прочитать захватывающий приключенческий роман (например, «Всадник без головы») за три дня. Журналистам это кажется невероятным. Дети прошлых поколений гораздо меньше внимания обращали на яркие обложки и иллюстрации, наоборот, потрепанный, «зачитанный» вид книги они считали ее отличной рекомендацией.

Следующее открытие: люди, которые много читали и читают, хотят поделиться этой полезной привычкой с другими. Во взрослой жизни они часто становятся учителями, библиотекарями и даже… владельцами книжных магазинов. Или побеждают в конкурсе «Самая читающая семья».

И взрослые, и дети сошлись во мнении, что сейчас все читают меньше, чем несколько десятилетий назад. Многие респонденты считают, что они сами и их ровесники много читали потому, что не было других развлечений и другого способа получения информации. Поэтому современные дети, которым доступны Интернет и множество телепрограмм, просто обречены вырасти без книг. К счастью, сами  журналисты настроены гораздо оптимистичнее и хотят (даже ставят целью) больше читать. А в некоторых статьях звучит очень интересная мысль. Конечно, сведения проще всего получить в Интернете. А вот Знания (о жизни, о том, как научиться понимать других людей и природу), любознательность и умение размышлять можно получить, только читая книги. А что касается развлечений… Чтение хорошей книги – это не всегда развлечение, но всегда – настоящее удовольствие. Так что, журналисты, учитесь находить хорошие книги! Ваши «звёзды» вам помогут.

И ещё «звёздный» совет. Некоторым детям кажется, что сейчас они – самые занятые люди на Земле. Но больше свободного времени, чем сейчас, у них уже не будет. Не зря взрослые по-хорошему завидуют беззаботному детству. Поэтому именно в детстве надо использовать возможность прочитать побольше хороших книг, которые станут настоящим капиталом на всю жизнь, да и просто выработать привычку к чтению.

Все – и журналисты, и «звёзды» - подчёркивают ценность и необходимость чтения. «Как хорошо уметь читать!» - эти строки В. Берестова можно считать эпиграфом ко многим работам. «Звёзды» отмечают, что чтение книг помогло им стать коммуникабельными (легче общаться с людьми на различные темы), эрудированными, грамотными. Респонденты сожалеют, что дети читают недостаточно и не лучшие книги. Пожалуй, единственный способ – это показать на личном примере, что читать надо не только по необходимости (как взрослые читают профессиональную литературу, а дети – книги по школьной программе), не забывать о классике (и не только в жанре детектива), а главное – читать с удовольствием. Правда, есть ещё способ – запрещать детям читать. Обязательно подействует. А ещё журналистам надо представить, что прошло лет 20, и их собственные дети спрашивают: «А что ты читал в детстве?..» Конечно, каждому захочется в этой ситуации укрепить свой авторитет, выглядеть образованным, начитанным, интересным человеком. Готовиться ответить на этот вопрос надо уже сейчас.

И ещё одно открытие, неожиданное. Многие журналисты признались, что проводят за компьютером очень много времени. Но, кажется, они зря на себя наговаривают. Даже начинающие компьютерные гении знают, как легко проверить орфографию и пунктуацию. А частый пользователь Интернета не удержался бы и уточнил, а правда ли, что В. Гауф написал «Алису в Стране Чудес»? И кто всё-таки автор «Таинственного острова»? Тем более что перепроверять и уточнять информацию  долг журналиста.  А может быть, некоторые журналисты просто не догадались (или поленились?) это сделать. Тогда совет на будущее: чаще применяйте свои навыки и умения и не бойтесь продемонстрировать компьютерную грамотность.

По отзывам взрослых участников конкурса (организаторов, педагогов, родителей), конкурсное задание привлекло внимание детей к чтению, заставило взглянуть на хорошо знакомых взрослых людей с новой точки зрения – как на людей читающих. А взрослые вспомнили, что они были детьми (не всегда идеальными), задумались, как влияет их личный пример на чтение детей. Руководители отмечают ещё одно (неожиданное и для них, и для нас) последствие конкурса – у его участников возник интерес к истории своей семьи, к тому, как жили дети и взрослые в годы войны и более поздние времена. Оказалось, что их родные в детстве побеждали в разных творческих конкурсах, и лучшей наградой для них были книги, пусть даже тоненькие, неяркие (но они до сих пор хранятся в домашних библиотеках). А некоторые даже писали статьи для разных газет – и школьных, и районных. Для некоторых конкурсантов стало открытием, что беседовать со своими бабушками и дедушками, расспрашивать их  – это интересно. Разве не интересно узнать, с какими замечательными людьми им приходилось встречаться? (Многие вспомнили своих учителей, библиотекарей, а прабабушка одного журналиста переписывалась с А. Волковым – тем самым, знаменитым писателем.) А как увлекательно рыться в семейных архивах, разглядывать фотографии родных, сделанные десятилетия назад!.. Поэтому с полным правом можно сказать – конкурс удался.

Очень часто окончание конкурса вызывает чувство сожаления. У дипломантов – потому что они не стали победителями. У тех, кто в конкурсе не участвовал…, -  их особенно жаль, потому что они упустили такой шанс! Лауреаты переживают, потому что теперь-то они точно написали бы лучше! А нам кажется, что все конкурсанты приобрели важные знания о своей семье и близких людях, задумались, какие они читатели, стали лучше излагать свои мысли. Определены победители конкурса, но проигравших в нём нет.
 

И последний совет: не бойтесь размышлять и делиться своими мыслями. Чаще участвуйте в конкурсах. Пусть ваши удачи будут творческими!
 

Руководитель проекта – Галина Романовна Мацько,
главный библиотекарь зала литературы на иностранных языках НОДБ
 

 
 
Работы лауреатов конкурса. 3-4 классы

Работы лауреатов конкурса. 5-6 классы

Специальные дипломы жюри "За отличную работу"
 
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика