Главная - Новости



Видеопрезентация "Древнерусская книга:
рукописный памятник культуры"


Презентация PowerPoint (скачать)


Отправной точкой возникновения книжной культуры на Руси стало крещение, которое пришлось на 988 год. Славянские народы были довольно грамотны, и пользовались письмом на бересте или церах для бытовых и хозяйственных нужд, что подтверждается раскопками в Великом Новгороде и Пскове. Однако появление христианской традиции требовало соответствующих служебных книг, и при церквях, а позже при монастырях, стали изготавливаться книги. Книга изготавливалась в форме кодекса, а все первые церковнославянские книги были переводами с греческого языка и заимствовали византийские традиции книгописания.

Начиная с IX века до середины XVI века книги переписывались вручную. Постепенно процесс создания книг был распределен по специализациям: писец-каллиграф переписывал оригинальный текст, мастер-рубрикатор раскрашивал заголовки и начальные буквы, мастер-иллюминатор рисовал миниатюры, хрисограф наносил позолоту и т.д. Среди книгописцев были даже лица княжеского происхождения, такие как великий князь Владимир Мономах, князь Владимир Васильевич Волынский, княжна Евфросинья Полоцкая и другие, а в числе духовных лиц – епископы и даже митрополиты. С XIII века среди мастеров-изготовителей книг стали встречаться светские люди, создавались книгописные и переплетческие артели.

Создание книги было процессом не только трудоемким, но и дорогим. Как материал для письма использовался пергамен, который на Руси называли «телятиной». Как известно, на изготовление одного пергаменного листа требовалась шкура одного животного. О том, каких колоссальных материальных затрат требовало изготовление кодекса, можно судить, установив минимальное число шкур, из которых был выделан пергамен одной из старейших сохранившихся рукописей: на переписку Остромирова евангелия ушло не менее 147 шкур.

Основной инструмент для письма – гусиное перо. Также использовались различные вспомогательные средства, например перочинный нож, циркуль, пункторий, пемза и многое другое.

Формат кодекса определялся размером пергаменных листов, назначением и содержанием книги.

Сохранность книги обеспечивал переплет. Изготовление переплета пергаменной книги – особое искусство, такие работы выполнял мастер-переплетчик. Особо ценные книги, являющиеся «вкладами» князей, например Евангелие боярина Федора Кошки, украшались особым образом. Выполнялось цельное либо составное металлическое покрытие передней и задней крышек книги, украшенное чеканкой, сканью, чернью, драгоценными камнями и эмалями. Над переплетом могла работать мастер переплетного дела, ювелир, чеканщик, гравер, мастер по черни и финифти.

Книги писались особым шрифтом – уставом, позже ему на смену пришло более быстрое письмо – полуустав. Текст украшался инициалами, заставками и концовками, миниатюрами.

Изучение традиции рукописной книги – захватывающее занятие, относящееся не только к истории, но и дающее большое количество идей для занятий творчеством. Популярные сегодня темы – каллиграфия, изготовление авторской бумаги, переплетов – уходят корнями к появлению книжной традиции. В фонде ГБУК НСО «Областная детская библиотека им. А. М. Горького» можно найти издания, которые позволят детям по-новому погрузиться в мир книги.


Светлана Викторовна Чепикова, заведующая сектором краеведческих ресурсов 

 

30.12.2020