Книги о науках для детей, родителей и педагогов


«А, ну-ка, физики!»
Сделаем обучение физике и поучительным,
и занимательным!

Рекомендательный список методических материалов
к урокам и внеклассным мероприятиям по физике


Алексеева, В. А. Физика. 8 класс : нестандартные уроки / автор-составитель В. А. Алексеева. – Волгоград : Корифей, 2008. – 88 с.

Данное пособие содержит разработки нестандартных уроков по физике в 8 классе, проведение которых способствует активизации умственной и творческой деятельности учащихся. Автором представлены разнообразные формы урока: эксперимент, презентация, игра, выставка и т.д., которые помогают повысить эффективность процесса обучения, формировать положительную мотивацию учения, активную жизненную позицию, способствуют созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Использование такой формы урока, как диалог, заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решение. Пособие адресовано преподавателям физики. Материалы книги могут быть использованы во внеклассной работе, во время проведения предметной недели в школе.
 

Безчастная, Н. С. Физика в рисунках : пособие для учащихся / Н. С. Безчастная ; [художник Н. Н. Рожнов]. – Москва : Просвещение, 1981. – 78, [1] с. : цв. ил. ; 20 см.

Книга для внеклассного чтения включает задачи-рисунки по курсу физики VI–VII классов, отражающие физические явления и их применение в технике в быту. Цель книги – показать разнообразие физических явлений в природе и технике. Такие задачи-рисунки развивают наблюдательность учащихся, учат их самостоятельно анализировать и объяснять окружающие явления, применяя знания, полученные на уроках. В конце пособия приведены ответы. Книга поможет разглядеть и понять целый ряд явлений, которые постоянно совершаются у всех на виду и поэтому часто не привлекают внимания, поможет научиться сравнивать физические явления, находить в них общие черты и индивидуальные особенности, сопоставлять действительность с тем материалом, который изучается по учебнику.

 
Василихина, Т. В. Путешествие с физиком по кухне : два урока: 7, 8, 11 классы / Т. В. Василихина. – Москва : Чистые пруды, 2009. – 31, [1] с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 27).

«Глазами физика» показана хорошо всем знакомая бытовая кухонная техника – от микроволновой печи до современной тряпки, вскрыты принципы работы этих устройств и лежащие в основе физические процессы.
 
Горлова, Л. А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике : 7–11 классы / Л. А. Горлова. – Москва : ВАКО, 2010. – 158, [2] с. : ил. – (Мастерская учителя физики). – Библиогр. в конце кн.

В издании предлагаются апробированные подробные сценарии внеурочных мероприятий по физике для 7–11 классов по основным разделам школьного курса, которые можно использовать в качестве контроля или обобщения. Конкурсы, игры, физические вечера, викторины, представленные в пособии, не только способствуют привлечению внимания школьников к предмету, но и развивают познавательный интерес и творческие способности учащихся. Данная книга поможет преподавателям организовать внеклассную работу и сделать запоминающимися мероприятия по физике.
 
Коханов, К. А. Экспериментальные физические загадки / К. А. Коханов. – Москва : Чистые пруды, 2007. – 30, [1] с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 3 (15)).

Цель пособия – обратить внимание на некоторые интересные и загадочные физические явления, дать возможность насладится поиском ответа в их объяснении, а главное – подсказать, как самостоятельно их пронаблюдать. Чтобы лучше воспринять суть эффектов, их описания даны в виде вопросов-загадок. Прежде чем читать ответы, рекомендуется попытаться найти их самостоятельно. Издание адресовано как уже знающим физику, так и только увлекшимся ею.
 
Познай самого себя : практические работы и экспериментальные мини-проекты: измерение параметров человека : 9–11 классы. – Москва : Чистые пруды, 2009. – 31, [1] с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 26).

Описаны практические работы, которые можно предложить учащимся всех профилей. Дети с удовольствием измеряют свою массу, определяют объем, площадь и плотность своего тела, скорость передвижения в разных «аллюрах», работу и мощность при ходьбе, беге, прыжках и т.д. Работы можно предлагать в качестве домашних заданий и ученических экспериментальных мини-проектов.
 
Лисюкова, Т. Н. Физика в рисунках : материал к уроку : 7–8 классы / Т. Н. Лисюкова. – Москва : Чистые пруды, 2010. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 33).

Предлагаемые задачи-рисунки способны служить зрительной опорой при изучении нового материала, наглядным средством обучения при повторении, обобщении и систематизации. Они помогают учащихся, понимать и запоминать материал, создают доброжелательный климат на уроке. Рисунки можно использовать для викторин. Кроме этого рисунки подобраны так, чтобы показать, как каждое физическое явление в природе можно использовать на практике, представить способы предупреждения его вредного действия. Таким образом, у детей воспитывается понимание, что человек – часть природы, следовательно, должен следовать ее законам.
 
Радченко, Т. И. Занимательные задачи по электродинамике : последовательное и параллельное соединения проводников : 8–10 классы / Т. И. Радченко, И. В. Силаев. – Москва : Чистые пруды, 2009. – 31, [1] с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 25).

Задачи на вычисление электрического сопротивления цепи предлагаются в форме забавных рисунков. В первой части пособия задачи довольно простые. Их можно использовать для разминки или в основной части урока, а также при проведении внеклассного мероприятия. Задания второй части («На досуге») требуют большего времени и смекалки. Решение этих необычных задач увлекает детей, они с удовольствием многократно повторяют правила электрических соединений и за счет этого быстро их выучивают. Некоторые учащиеся пытаются самостоятельно придумывать задачи-рисунки, тем самым включаясь в творчество. Чтобы, столкнувшись с трудностями, они не растеряли своего энтузиазма, в сборник включен раздел с рекомендациями по составлению задач-рисунков.
 
Сёмке, А. И. Игры на уроках физики и после : 8–11 классы / А. И. Сёмке. – Москва : Чистые пруды, 2007. – 30 с. : ил., табл. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 2 (14)).

В пособии приведены дополнительные материалы к курсу физики – задачи с использованием сведений из смежных школьных дисциплин, качественные вопросы, исторические справки о великих физиках и их открытиях, занимательные цифры и факты, карточки индивидуальных заданий, кроссворды и пр. Пособие поможет учителям сделать уроки физики и внеклассные мероприятия более увлекательными и разнообразными.
 
Семке, А. И. Интересные факты для составления задач по физике : Физика + География + Биология... : 7–9 классы / А. И. Семке. – Москва : Чистые пруды, 2010. – 31, [1] с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 35).

Предлагаемое пособие служит развитию у ребят творческих способностей, умению наблюдать, формирует умения работы с дополнительной литературой, умения применять знания для объяснения природных явлений, в том числе «принадлежащих» к самым различным областям естествознания – географии, биологии, экологии, химии и др., – и описываемых в исторических и литературных произведениях. В издании представлены любопытные факты, по которым можно легко составлять задачи и сообщения практически к любому уроку. Привлечение фрагментов, представляющих знакомые явления в неожиданном ракурсе, призвано формировать любовь к природе, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения любого учебного предмета, и тем более физики.
 
Сёмке, А. И. Кто вы, мистер Икс? : о великих физиках : материал к урокам и внеклассным занятиям : 9 класс / А. И. Сёмке. – Москва : Чистые пруды, 2008. – 31, [1] с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 19).

История физики может развить свойственную юности пытливость ума, позволяет понять суть науки, увидеть, какие люди были ее основоположниками, понять, что есть добро и зло, в чем истинные ценности жизни. Материалы этого пособия помогут украсить уроки и внеклассные мероприятия, организовать викторины и конкурсы, подготовить брейн-ринг или игру «Что? Где? Когда?», провести олимпиаду по истории физики. Все это обогащает дух и интеллект школьников, активизирует и развивает их творческие способности и пробуждает интерес к науке.
 
Сёмке, А. И. Физика и живая природа : занимательный материал к уроку. 7–9 классы / А. И. Сёмке. – Москва : Чистые пруды, 2008. – 31 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 24).

Предлагаемая подборка интересных наблюдений за миром живой природы, необычных историй, сопровождающих научные открытия и экспериментальных фактов, сделает любой урок физики незабываемым и информативным. Весь материал разделен на темы, которые соответствуют школьной программе.
 
Солдатова, Т. Б. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики : 7–11 классы / Т. Солдатова, Т. Гусева, Е. Сгибнева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 318, [1] с., [8] л. цв. фотоил. – (Школа радости).

В сборнике представлены сценарии уроков, тематических вечеров и различных внеклассных мероприятий, проводимых в 7–11 классах в рамках Недели физики. Проведение подобных познавательно-развлекательных мероприятий поможет учителю оживить учебно-воспитательный процесс. А разнообразные нестандартные уроки, игры, конкурсы и викторины позволят сделать Неделю физики настоящим праздником знаний.
 
Тихомирова, С. А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах : пособие для учителя / С. Тихомирова. – Москва : Новая школа, 2002. – 144 с. : ил. – (Школа для всех).

Данное пособие может использоваться на уроках как дидактический материал и во внеклассной работе в качестве книги для дополнительного чтения по физике, при проведении предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов. Его содержание составляют тексты из произведений художественной литературы, сказок, а также пословицы, загадки и литературные анекдоты. К текстам даны вопросы и задачи по физике. Литературные тексты и вопросы к ним сгруппированы по основным разделам физики. Оригинальный ум и богатое воображение выдающихся писателей, народная мудрость и юмор помогут сделать изучение физики более интересным и эмоциональным.
 
Уроки физики и астрономии к праздникам : 9–11 классы / Г. А. Капецкая и др. – Москва : Чистые пруды, 2009. – 31 с. : ил., табл. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 30).

Что мешает педагогу отвлечься от ритма ежедневного преподавания и создать необычный и праздничный урок?.. В издании приведена подборка из восьми оригинальных уроков, посвященных государственным и гражданским праздникам (День учителя, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День космонавтики и др.). Каждый из них достаточно легко можно не только применить на практике, но и модифицировать по тематике разных предметов, и дополнить в соответствии с конкретным уровнем подготовленности школьников и технической оснащенности школьных кабинетов физики.
 
Учение с увлечением на уроках физики : 7–9 классы. – Москва : Чистые пруды, 2006. – 30 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Физика» ; вып. 3).

Чтобы урок проходил хотя бы иногда не так, как обычно, радовал и учеников, и самого учителя, заражал веселым настроением, просто необходимо иметь в своем рабочем столе разнообразные «повторялки», «запоминалки», яркие условия задач, ребусы и кроссворды. Школьники намного легче включаются в нудную работу по анализу задач и в обсуждение уроков под влиянием ритмов стихотворений, веселых образов дружеских шаржей. Именно такую подборку материалов предлагают в этом сборнике составители. Учите, не уставая!
 

Щербакова, Ю. В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях : 7–9 классы / [автор-составитель Ю. В. Щербакова]. – Москва : Глобус, 2008. – 192 с. – (Учение с увлечением).

Книга содержит много занимательных материалов по физике (загадок, опытов-фокусов, игр, викторин и кроссвордов), которые станут прекрасным подспорьем для учителей-предметников не только в работе на уроках, но и при подготовке внеклассных мероприятий. Сборник включает также образцы нетрадиционных уроков различной тематики и сценарии внеклассных мероприятий.

 

***

Барчева, Т. Ф. Ядерный щит державы : [сценарий, посвященный биографии и открытиям одного из величайших советских физиков И. В. Курчатова, для учащихся 7–10-х классов] // Читаем, учимся, играем. – 2019. – № 1. – С. 77–81.

Горбанева, М. Н. Учись видеть новое! : [сценарий урока изложения нового материала с элементами проблемного обучения, урока-путешествия в мир нанотехнологий] // Физика – Первое сентября. – 2014. – № 10. – С. 23–26.

Доценко, А. А. Система отопления в России: от Московской Руси до нынешних дней : [сценарий урока повторения темы «Тепловые явления» в 8 классе] // Физика – Первое сентября. – 2015. – № 9. – С. 17–23.

Захаркин, М. С. Удивляйтесь, ищите, дерзайте! : [сценарий вечера для 7–11 классов, посвященный страницам биографии А. Эйнштейна, подготовленный по материалам «Автобиографических набросков» А. Эйнштейна и книге Б. Хофмана «Альберт Эйнштейн – творец и бунтарь»] // Игровая библиотека. – 2013. – № 10. – С. 42–51.

Зубхаджиева, А. Н. Сценарий внеклассного мероприятия «Физическое кафе» [мероприятие, включая в себя ряд физических опытов, дает учащимся возможность выбора знакомства с тем или иным физическим явлениям] // Практика административной работы в школе. – 2014. – № 7. – С. 73–75.

Интеллектуально-развлекательная игра «МИФ» : [о проведении командной интеллектуальной игры по математике, физике и информатике] / О. М. Заборьева [и др.] // Физика – Первое сентября. – 2012. – № 11. – С. 26–29.

Конькова, О. Н. Закон Архимеда : [сценарий урока-экспериментального исследования в 7 классе] // Физика – Первое сентября. – 2015. – № 1. – С. 14–18.

Кумакова, О. В. Стремление к неведомому : [сценарий интеллектуально-познавательной игры, посвященный жизни и исследованиям нобелевского лауреата М. Складовской-Кюри, для учащихся 8–11-х классов] // Читаем, учимся, играем. – 2018. – № 10. – С. 77–82.

Лекомцев, Д. Г. Откуда берется электричество? : [материал к уроку физики : для 8–10 классов] // Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 8. – С. 74–83.

Лекомцев, Д. Г. Путешествие в глубь материи : [викторина по физике : для 10–11 классов] // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 11. – С. 65–75.

Лекомцев, Д. Г. Радиация как она есть : [устный журнал для 8–10 классов] // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 2. – С. 96–106.

Лекомцев, Д. Г. Осторожно: высокое напряжение : [что такое электричество, его применение в быту, правила безопасного обращения с электроприборами] // Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 6. – С. 98–103.

Лекомцев, Д. Г. Суда, корабли и закон Архимеда : [викторина к уроку физики для учащихся 7–8 классов] // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 4. – С. 74–78.

Новожилова Н. Л., Сын земли Поморской : [мероприятие для 6–9 классов] // Читаем, учимся, играем. – 2019. – № 10. – С. 71–78.

Семкина, О. В. «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» : сценарий внеклассного мероприятия по физике для учащихся 7–11 классов [на тему «Электромагнитные волны. История средств связи»] // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 10. – С. 82–86.

Силецкая, Н. И. Школьная книжная выставка «Физика для всех» [из двенадцати разделов] // Школьная библиотека. – 2011. – № 5. – С. 21–31. – Библиогр. в сносках.

Филюкова, Л. В. Вулканы. Созидательная или разрушительная сила? : открытый урок-конференция, 8 класс / Л. В. Филюкова, О. А. Коверга, А. А. Иванова // Физика – Первое сентября. – 2012. – № 7. – С. 15–18.

 



Будем знакомы, Физика!

Библиографический список для детей до 12 лет и их родителей

Физика – такое страшное слово, кажется, это что-то очень сложное и недосягаемое для детского разума...
Оказывается, очень солидная наука – физика – может быть очень увлекательной и интересной. Если оглянуться вокруг себя, то понимаешь, физические явления окружают нас везде и сопровождают ежедневно. Нужно просто приглядеться и все становится легко и понятно. Мир полон тайн и загадок, они подстерегают тебя на каждом шагу, надо только вовремя остановиться, всмотреться, вслушаться. Тысячи «почему» рассыпаны в воздухе. И даже папа и мама не всегда могут ответить. И тогда на помощь к тебе приходят книги, которые учат главному – задавать вопросы и находить ответы, видеть в науке не скучные труды почтенных старцев, а способ узнать, как устроен окружающий мир. Тем более что слово «физика» происходит от греческого «physis» – «природа». Так называлась первая книга, посвященная исследованию природы, которую написал Аристотель еще в IV веке до нашей эры. С тех пор немало написано книг по физике, в том числе для детей. 
Книги, которые мы рекомендуем, – это не учебники по физике. Учебники будут обязательно, потом, когда ты подрастешь. Эти книги рассчитаны на читателей, еще не изучающих физику. Они объясняют сложные понятия буквально на «пальцах» – на понятном, доступном языке, помогают ответить на самые каверзные детские вопросы. Например, такие, как из рассказа О. Генри «Вождь краснокожих»: «Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются?.. Хенк, отчего у тебя нос такой красный?.. А звезды горячие?.. Почему апельсины круглые?» Предлагают, подобно ученым-физикам, провести научные эксперименты, но из подручных средств и способные по зрелищности конкурировать с фокусами. Поэтому, когда ты начнешь изучать физику в школе, эта чудесная наука уже не покажется тебе такой загадочной и мудреной. Ты скажешь ей, как старой доброй знакомой:
– Здравствуй, Физика!


Горюнова, И. Котофизика : книга для ребят, котят и их родителей / Ирина Горюнова, Алексей Лисаченко ; [иллюстрации Татьяны Манаевой, Екатерины Климовой]. – Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2018. – 149, [2] с. ; 22 см. – (Веселые котонауки). – (Коллекция «Стану кем хочу : книги, которые помогут ребенку найти свое призвание»).

Физика – это наука, которая изучает природные явления. А Кот – это самое удивительное природное явление. С точки зрения кота и с нашей точки зрения тоже. Именно поэтому так интересно ее будет изучать. Особенно если делать это на примере кота и вместе с котом. Что изучает котофизика? Секреты преодоления котом земного притяжения. Трение кота по шерсти, против шерсти и об эбонитовую палочку. Светящиеся в темноте кошачьи глаза. И кота во всех прочих проявлениях… Как видишь, «Котофизика» – это веселый, полезный и понятный учебник по физике, который легко и с юмором объяснит тебе основные законы физики, а коты разберут все на кошачьих примерах. В книге есть и серьезные странички от редактора-человека, где весь материал переводится с котофизического на человеческий и даже школьно-учительский язык. Мур-мяу, приятного чтения!
 
Сикорук, Л. Л. Физика для малышей / Л. Л. Сикорук ; художник А. Головченко. – Москва : Педагогика, 1983. – 168 с. : цв. ил. ; 21 см. – (Библиотечная серия).

Можно ли говорить о такой сложной науке как физика, с детьми 5–8 лет? Доступны ли им такие физические понятия, как электричество, инерция, звук? Автор книги – наш земляк – Леонид Леонидович Сикорук (ученый, кинорежиссер, педагог, инициатор создания в Новосибирске детско-юношеского центра «Планетарий») отвечает на эти вопросы утвердительно. В увлекательной форме он знакомит малышей с важными физическими явлениями и законами. Чтобы маленькие читатели хорошо усвоили физические понятия, о которых идет речь в книге, недостаточно прочитать ее. Главное – самостоятельные наблюдения и эксперименты, которые будут проводить дети с помощью взрослых после чтения очередного раздела.

Харунжев, А. А. Физика вокруг, или Вовкины открытия : книга о физике для детей и родителей / А. А. Харунжев ; [художник А. Демышев]. – Москва : АСТ-Пресс, 1996. – 133, [3] с. : цв. ил. ; 27 см.

Почему вода мокрая? Почему камень тонет, а дерево – нет? Почему Солнце светит, а магнит магнитит? Из чего сделаны звезды, откуда берется снег и град, и как получается, что мы не сваливаемся с Земли, если она вправду круглая и вертится? И вот обескураженные родители начинают рыскать по справочникам и энциклопедиям в поисках простых ответов на сложные детские вопросы. Книга «Физика вокруг» избавит вас от необходимости переводить наукообразные фразы энциклопедических словарей на нормальный детский язык. Конечно, в ней есть и формулы, и задачи, но как не похожа она на серьезные школьные учебники! Весело и доступно рассказывает автор о серьезных понятиях и явлениях, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, ежеминутно. Начните читать нашу книгу вместе с ребенком, и он узнает, что такое скорость и время, объем и температура, площадь и длина. Он научится логически мыслить, станет внимательнее, грамотнее. А главное, он поймет, что физика – это не стройные формулы в учебнике, а огромный таинственный мир вокруг нас.

Занимательная физика / [авторы : Е. П. Левитан, Т. А. Никифорова ; художники : Г. Волкова, С. Волков]. – Москва : Аргументы и факты, 2004. – 55, [1] с. : цв. ил. ; 20 см. – (Детская энциклопедия ; вып. 8).

Физика – одна из самых важных главных наук о природе. Без нее сейчас не могли бы развиваться такие науки, как астрономия, химия, биология, география и другие. Если бы люди не знали физику, то не могли бы построить современные дома, поезда, самолеты, ракеты, создать ставшую привычной бытовую технику – пылесосы, стиральные машины, телевизоры, компьютеры и т.д. Цель издания – познакомить вас с миром физики, заинтересовать наукой, кратко и понятно рассказав о самом главном в ней.

 
Лукьянова, А. В. Настоящая физика для мальчиков и девочек / А. В. Лукьянова. – Москва : Интеллект-Центр, 2011. – 95 с. : цв. ил. ; 29 см. – (Тайны и секреты обыденных явлений).

С самого раннего возраста дети пытаются познать окружающий мир, для них он полон загадок и тайн. Эта книга просто и увлекательно расскажет девочкам, мальчикам и их родителям, что такое тепло и холод, почему светят солнце, лампочки и полярные сияния, отчего небо голубое, а облака – белые, где и зачем течет электрический ток, куда показывает стрелка компаса и многое, многое другое. Вы узнаете, что в самых обыденных вещах таится много удивительного и необычного. Вот некоторые названия глав: «Греемся!», «Нюхаем!», «Рисуем!», «Смотрим!», «Охлаждаемся!», «Качаемся на качелях!», «Меряем температуру!», «Варим и жарим!», «Встаем на лыжи!», «Включаем свет!», «Качаемся на качелях!»…
 
Владимиров, А. В. Золотые струны : научно-художественная литература / Алексей Владимиров ; художник В. Терещенко. – Москва : Детская литература, 1991. – 190, [2] с. : цв. ил. ; 22 см.

В книге рассказывается о том, как человек постигал тайны слышимых и неслышимых звуков, учился их использовать. О будильнике фараона и погремушке для акул, о языке свистов и звуках слишком низких для слуха, о загадке летучих мышей и музыке небесных сфер, и о многом другом.
 
Константиновский, М. А. О том, как работает атом / Майлен Константиновский ; [художник Б. Кыштымов]. – Москва : Малыш, 1974. – 25, [1] с. : цв. ил. ; 26 см. – (Почемучкины книжки).

Плавать в море целых 100 дней и потратить всего 3 килограмма топлива. Что это за топливо такое? Атомное! Про него и пойдет рассказ в книге известного популяризатора, автора знаменитой радиопередачи КОАПП Майлена Константиновского. Сегодня атом используется повсеместно: на атомных станциях производят электричество, на кораблях и подводных лодках атомный реактор дает энергию двигателям, с помощью радиоизотопов можно видеть предметы насквозь, даже продукты во время перевозки можно защитить от вредителей атомом, а с радиоактивными метками можно с легкостью проследить пути миграции животных. Как устроен атомный реактор и атомная станция, почему случается цепная ядерная реакция, как самому построить атомный реактор, что такое изотопы – все это и многое другое ты узнаешь, прочитав эту книгу.
 
Константиновский, М. А. Почему Земля – магнит? / Майлен Констаниновский ; рисунки Б. Кыштымова. – Москва : Малыш, 1979. – 24, [2] с. : цв. ил. ; 27 см. – (Почемучкины книжки).

Вместе с известным популяризатором науки, автором знаменитой радиопередачи КОАПП Майленом Ароновичем Константиновским вы исследуете удивительные магнитные свойства нашей планеты, узнаете, что такое южный и северный полюса Земли и почему они иногда меняются местами, как устроен простой магнит и магнит электрический, научитесь размагничивать их, проведете множество опытов и соорудите собственный компас, разберетесь в строении Земли и выясните, что такое электрический ток. И, наконец, узнаете: почему же наша с вами Земля – магнит?
 
Константиновский, М. Холодно... Теплее... Горячо! : научно-художественная литература / М. Константиновский ; оформление Б. Кыштымова ; рисунки : И. Гансовской, Н. Андреева. – Москва : Детская литература, 1982. – 60, [4] с. : цв. ил. ; 27 см. 

«Тепло» и «холодно» – едва ли не первые ощущения человека, когда он появляется на свет. И с этого момента тепловые явления сопровождают его до конца жизни. Постоянно сталкиваются с ними и космонавты, и проектировщики космических кораблей. Чтобы построить космический корабль придется решать «тепловые» вопросы буквально на каждом шагу! Но ты ведь не думаешь, что подготовка к космическому полету – дело простое и легкое? И смело возьмешься за эту трудную работу. Что такое теплота, какова ее природа, как используются тепловые явления в науке, технике, быту, ты узнаешь из этой книги.
 
Коул, Д. Волшебный школьный автобус. Экскурсия в электрические поля / Джоанна Коул ; иллюстрации Брюса Дегена ; [перевод с английского Дмитрия Орлова]. – Москва : Карьера Пресс, 2016. – 48 с. : цв. ил. ; 22 см.

Дети во главе со своей эксцентричной и неповторимой учительницей отправляются на желтом автобусе в самое необычное из путешествий. Волшебный школьный автобус становится настолько маленьким, что оказывается внутри линии электропередач. Класс мисс Кудряшки проносится через весь город, наблюдает, как загорается лампочка и нагревается тостер, как работает электродвигатель. Эта книга с помощью интересной и наглядной истории помогает разобраться в непростой теме – электричество. Откуда оно берется, как работает и почему стоит быть осторожным с электрическими приборами. Добро пожаловать на борт волшебного школьного автобуса!
 
Кошурникова, Р. В. Как речка в дом прибежала / Римма Кошурникова ; [рисовал А. Шуриц]. – Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1982. – 20, [2] с. : цв. ил. ; 27 см.

В обыкновенном городе, на обыкновенной улице, в обыкновенном доме жил мальчик. Имя у него было тоже обыкновенное, но никто не называл его по имени. Все звали мальчика – Вопросик! Потому что, где бы ни оказывался, чем бы ни занимался мальчик, – он обязательно встречался с новым вопросом. «Почему собака показывает язык?», «Кто сделал снежинку?», «Как вода съедает сахар?» и так далее. Самому мальчику часто казалось, что вопросы – не просто вопросы, а маленькие гномы, которые сидят в засаде и ждут его. И стоит только на мгновение остановиться, как они выскакивают, обступают со всех сторон и кричат: «Найди мой колпачок! Найди мой колпачок!»... А потерянный колпачок – это ответ на вопрос. Если мальчику удавалось отыскать колпачок, гном тут же исчезал.
 
Кошурникова, Р. В. Почему муха упала в обморок / Римма Кошурникова ; [художник А. Шуриц]. – Новосибирск : Западно-Сибирское издательство, 1985. – 19, [3] с. : цв. ил. ; 28 см.

Эта книжка о воздухе. Вы снова встретитесь с мальчиком по имени Вопросик. Помните, за что его так прозвали?.. Его по-прежнему на каждом шагу подстерегают бесчисленные вопросы и загадки. Что такое небо? Почему летит самолет и горит костер? Как собака узнает, что пришел хозяин? Какой воздух хороший, а какой плохой? Зачем человек дышит? Почему вода гасит огонь?.. И пока Вопросик не находит ответа – нет покоя его папе и маме, бабушке и другим взрослым...
 
Лельевр, А. В. Атомный орех : книжка-картинка / А. Лельевр ; художник Л. Нижний. – Москва : Детская литература, 1979. – 23, [1] с. : цв. ил. ; 28 см.

Рассказ построен в форме диалога с ученым физиком-ядерщиком, объясняющим своему другу строение атома, методы его исследования и где применяются, полученные научные знания об атомной энергии.
 
Большая книга увлекательных опытов. Научные игры и головоломки / [перевод с английского В. Н. Булгакова]. – Москва : АСТ : Астрель, 2011. – 95 с. : цв. ил. ; 18 см.

С этой книгой ты сможешь обыденные на первый взгляд вещи сделать волшебными. Ведь с ней ты погрузишься в заманчивый мир опытов и экспериментов! Сможешь сам сделать радугу и вкуснейшую карамель. Узнаешь, сколько весит ведро воздуха и как устроен перископ. В книге представлено более 60 опытов, а все, что нужно для их проведения, ты найдешь у себя под рукой.
 

Увлекательные опыты с водой и теплом, со светом и воздухом, с магнитом и электричеством, представленные в Большой книге, можно также найти в «маленьких» книгах увлекательных опытов:

  • Увлекательные опыты с воздухом / [перевод с английского В. Н. Булгакова]. – Москва : ACT : Астрель, 2009. – 24 с. : цв. ил. ; 25 см. – (Лавка чудес).
  • Увлекательные опыты с магнитом / [перевод с английского В. Н. Булгакова]. – Москва : АСТ : Астрель, 2009. – 24 с. : цв. ил. ; 26 см. – (Лавка чудес).
  • Увлекательные опыты с теплом / [перевод с английского В. Н. Булгакова]. – Москва : ACT : Астрель, 2009. – 24 с. : цв. ил. ; 26 см. – (Лавка чудес).
  • Увлекательные опыты с электричеством / [перевод с английского В. Н. Булгакова]. – Москва : ACT : Астрель, 2009. – 24 с. : цв. ил. ; 26 см. – (Лавка чудес).
  • Увлекательные опыты со светом / [перевод с английского В. Н. Булгакова]. – Москва : ACT : Астрель, 2009. – 24 с. : цв. ил. ; 26 см. – (Лавка чудес).

 
Геккер, Й. Научные эксперименты дома : энциклопедия для детей / [Йоахим Геккер] ; ответственный редактор Т. Н. Кустова ; перевод с немецкого П. Лемени-Македона]. – Москва : Эксмо, 2011. – 185, [7] с. : цв. ил. ; 25 см.

Что происходит с яйцом, когда его варят? А пустая бутылка действительно пуста? Как действует моющее средство? Почему тесто поднимается на дрожжах? Забавные эксперименты своими руками! В книге даны описания несложных опытов, которые помогут объяснить законы природы, по которым живет окружающий мир. А все необходимое для них ты найдешь у себя дома. Инструкции доступны и проиллюстрированы рисунками, фотографиями и схемами. Наука – это очень интересно, главное – подойти к делу с умом!
 
Гальперштейн, Л. Я. Забавная физика / Л. Гальперштейн ; [оформление серии О. Кондаковой ; художники : Б. Белов, Б. Доля]. – Москва : Детская литература, 1994. – 254, [2] с. : ил. ; 22 см. – (Знай и умей).

Хотите познакомиться с физикой поскорее? Ведь вы уже знаете, что эта замечательная наука нужна всем: токарю и пахарю, врачу и шоферу, космонавту и водолазу, ученому и клоуну, повару и инженеру. Но, оказывается, физика – это не только научные книги и сложные приборы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще и фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки. Физические опыты можно делать с поварешкой, стаканом, картофелиной, карандашом. Гвозди и соломинка, спички и консервные банки, обрезки картона и даже капельки воды – все пойдет в дело!


Сост.:  М. Р. Хамидова, отдел краеведения и библиографии