написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 
 ■ Библиотека ■ Портреты писателей ■ Новосибирские писатели ■ Науменко Петр Сергеевич  

Науменко Петр Сергеевич

 
 
05.04.1936 г., станица Махошевская Ярославского района Краснодарского края –
09.09.2007 г. Новосибирск
 
 

 
I. «В детстве и сейчас»
 
1. Когда и где Вы родились? Расскажите немного о Вашей семье.
Я родился 5 апреля 1936 года в станице Махошевской Ярославского района Краснодарского края. Родители мои - Сергей Петрович Науменко и Марфа Николаевна (Ткаченко) поженились в 1935 году. Отца своего Сергея Петровича помню лишь по нескольким эпизодам. Он был ездовым, т.е. работал в колхозе на лошадях с бричкой, обслуживая самые разные колхозные работы: посевную, уборочную, сенокос, заготовку дров, вспашку огородов колхозников.
Помню, как отец однажды посадил меня на одну из лошадей, которых он вел на водопой к колодцу, находящемуся на дне балки, и я проехал несколько сот метров, о чем потом рассказывал с радостью. Мне было, кажется, 4 года.
Потом однажды отец из какой-то поездки привез для мамы пару калош. Шел дождь, отец, открыв дверь, сказал: «Прими подарок!», бросил калоши возле порога, и они разом прыгнули вперед сами, что и было всеми нами отмечено.
Вот и все об отце. Его призвали на фронт через месяц после начала войны, а через два года мама получила извещение о том, что красноармеец Науменко С.П. пропал без вести. Воевал он в районе Ростова-на-Дону и Сталинграда, где шли ожесточенные бои, и где затеряться рядовому солдату было совсем нетрудно. Мне было пять лет, когда я расстался с отцом, которого больше не видел.
Мама Марфа Николаевна осталась одна с нами троими – старшим (сводным) Егором, мною, и младшим Леней,  1939 года рождения.
 
2. Назовите три ассоциации, связанные с Вашим детством. Поясните их.
1. Война. Оккупация Северного Кавказа, Краснодарского края и моей родной станицы Махошевской.
Немцы выгружают из колхозных амбаров зерно. Лето, жарко. Немцы с закатанными рукавами, весёлые, смеющиеся – победители, оккупанты.
Мы, пацаны, путаемся под ногами, забиваем в выхлопные трубы автомобилей (это «студебеккеры», «шевролеты») картофелины, кукурузные кочерыжки, которые потом с шумом вылетают из трубы.
2. Послевоенная бедность. Отец не вернулся с фронта. Нас у мамы осталось трое сыновей – 13, 7 лет и 4 года.
Бедность во всём: однообразное питание, домотканая одежда, отсутствие учебников, тетрадей (писали на старых газетах).
3. Расстрел всех 173 жителей лесного посёлка «Михизеева Поляна» 10 ноября 1942 года за то, что учительница отменила занятия 7 ноября – это была 25-годовщина Октябрьской революции 1917 года.
3. Любимые и нелюбимые школьные предметы.
Любимые предметы – русский, немецкий языки, литература, математика, история, физкультура.
Нелюбимый предмет – химия.
 

4. Вы были примерным учеником? А каким Вы были учеником?
Я учился на «хорошо» и «отлично». В аттестате за среднюю школу у меня две «четверки» - по русскому языку и геометрии.
 
5.  На кого из людей, которых Вы видели, о которых слышали, Вам хотелось быть похожей, почему именно на него?
Я и мои одноклассники любили своих преподавателей Кондрата Григорьевича Литвинова (фронтового разведчика, преподавателя немецкого языка), Анатолия Митрофановича Семёнова (литератор), Ивана Филипповича Огаркова (географ), Надежду Тимофеевну Пикуль (физик). Это были эрудированные преподаватели, внимательные люди, честные труженики.
 
6. Ваши любимые писатели и книги в детстве, в зрелом возрасте.
Любимые писатели и книги: А. Макаренко, А. Гайдар, Б. Полевой, М. Шолохов, А. Пушкин, М. Лермонтов,  В. Маяковский, К. Симонов, А. Твардовский, Н. Некрасов, И. Тургенев.
Помню наизусть многое из того, что учили по школьной программе.

7.  Приходилось ли Вам особенно остро переживать судьбу литературного героя?
Остро переживал судьбу Ваньки Жукова, героев произведений «Судьба человека» Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Полевого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Сын полка» Катаева, «Два капитана» Каверина и др.
 
8. Кем Вы хотели стать в детстве?
Я мечтал и стремился стать инженером-железнодорожником. В 1961 г. поступил в НИИЖТ, потом перевёлся в НЭТИ, стал инженером-электриком.
 
9. Мечтали ли Вы поскорее стать взрослым, и почему?
Мы, дети военных лет, все хотели быстрее стать взрослыми, чтобы помогать взрослым воевать, а после войны делать что-то полезное для Родины.
 
10.  О ком из старших Вам хочется рассказать: бабушках, дедушках, родителях, учителях, соседях?
Хочется сказать самые теплые слова о моей маме Марфе Николаевне. Оставшись с началом войны без мужа (моего отца Сергея Петровича призвали на фронт в июне 1941 г.), она, неграмотная колхозница, должна была воспитывать нас, троих сыновей, обрабатывать огород, содержать корову, свинью, кур, поддерживать в порядке хату (соломенную крышу, ветхие окна, плетеную ограду).
 
11.  С чем связано Ваше самое яркое детское воспоминание? Что особенно часто вспоминается из детства?
… Самые яркие воспоминания детства – это раннее включение нас, детей, в трудовую деятельность по обслуживанию домашнего хозяйства. Мы носили воду из колодца (около 200 метров от двора), гоняли телёнка на водопой, рвали траву для поросёнка, пасли гусей, ходили в лес за дровами.
Старший брат Егор в 13 лет работал прицепщиком на тракторе, т.е. прицеплял – отцеплял плуг, сеялку, борону, регулировал, сидя на плуге, глубину пахоты.
 
 
12. Где Вы учились и кем работали?
Я учился в Махошевской начальной (четырехклассной) школе, а затем в средней. После седьмого класса в 1951 году из-за крайней бедности бросил учебу в школе и поступил на работу в Леспромхоз. Мне было 15 лет, когда я стал лесорубом, в 16 лет стал бондарем, делал бочки, кадушки, чаны, бадьи. Научился точить и править инструмент (топоры, пилы, рубанки, долото). Через два года продолжил учебу в 8-ом классе, закончил среднюю школу в 1956 году. В этом же году уехал по комсомольской путевке на новостройку в г. Миасс Челябинской области.
После службы в армии за Полярным кругом на Кольском полуострове (1957-59 г.г.) я приехал в Новосибирск и поступил на паровозоремонтный завод (Первомайский район), работал кузнецом по ремонту паровозных рессор. В 1961 году был приглашён на работу в Первомайский районный комитет партии.
Одновременно учился в НЭТИ (НГТУ), который окончил без отрыва от производства (вечернее отделение) в 1967 году по специальности «инженер-электрик». Работал в институте «Электропроект».
В 1974 году приглашён на преподавательскую работу в НЭТИ. В 1978-82 г.г. был аспирантом-заочником, в 1982 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук. С 1983 года работаю в медицинском университете – заведующим кафедрой истории и политэкономии (ныне – кафедра социально-исторических наук), доцентом (с 2002 г.).
 
13. Какие книги Вы читали своим детям?  У меня одна дочь – Лена (Елена Петровна).
Книг в нашей квартире было до 4 тысяч. Среди них много книг детских авторов.
 
14. Откуда Вам хорошо знаком, понятен, близок, интересен мир детства?
У меня двое внуков – Дима и Инна.  Вся обстановка в семье способствовала развитию любви к знаниям наших детей (внуков). Я – инженер, а затем историк; моя жена – педагог, литератор, преподаватель эстетики; дочь и зять – инженеры-электрики (выпускники НЭТИ). В домашней библиотеке более 100 справочников, энциклопедий, словарей, пособий по различным отраслям знаний.
Следует заметить, кстати, что существуют тысячи причин и способов избежать образования (см. «Приключения мультят», стр. 45). Но есть самый надежный (и трудный) способ стать грамотным – это самообразование (там же). Надо приучить себя (и не лениться!) за любой справкой обращаться к словарям и энциклопедиям.
Внуки (вообще – дети) – это тысячи вопросов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?».
Когда мы шли с внуком, а потом с внучкой в школу и домой, на дачу, с дачи, они расспрашивали про всё, что встречалось по пути. Мы, взрослые, никогда не отмахивались от них, терпеливо объясняли им все явления жизни вокруг нас (см. «Приключения мультят», стр. 18-20).
 
15. Какие Ваши детские мечты осуществились?
Хотел стать инженером – стал. Всегда любил шахматы – имею 2-й разряд. В армии (на Севере) стал лыжником 2-го разряда. Мечтал научиться играть на баяне – научился. Хотелось иметь много книг – мечта сбылась: вся жизнь и профессия связаны с книгами.
Впрочем, без книги (в широком смысле слова) невозможно становление человека как личности, его профессиональное и нравственное совершенствование.
Не было ни в мечтах, ни в планах стать активным лектором, преподавателем вуза, писателем, поэтом.

16. Ваше жизненное кредо (девиз)?
 
Есть две идеологии на свете.
Одна из них – нельзя ль ЕМУ помочь?
Другая  у корысти на примете:
Нельзя ль ЕГО ограбить, истолочь?
 
На протяжении всей своей жизни я исповедовал первую идеологию и следовал ей.
 
17. Каков Ваш «внутренний» возраст?
Мой «внутренний возраст» - по физическому самочувствию, по желанию что-то ещё сделать для внуков и общества, по литературным задумкам – 50 лет.
 
18. Ваше любимое блюдо.
Борщ со свининой, окрошка, домашние пирожки.
 
19. Что предпочитаете смотреть по ТВ?
По ТВ смотрю известия, хорошие гуманистические фильмы, эстрадные концерты, бокс, передачи «К барьеру!», «Что? Где? Когда?», передачи канала «Культура».
 
20. Любимый, особенно Вам близкий вид искусства.
Люблю слушать баян, аккордеон, симфонический оркестр.
С удовольствием посетил Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Дрезденскую галерею, Лувр (Париж), Русский музей им. Пушкина.  Люблю Новосибирский оперный театр, музкомедию.
 
21. Назовите самое радостное событие в Вашей жизни.
Их много:
- получение аттестата зрелости,
- защита диплома инженера,
- телеграмма из ВАКа о присуждении мне кандидатской степени,
- награждение медалями (их 3),
- выход книг из типографии,
- публикации в газетах (общий тираж ок. 300 000),
- грамота Советского Фонда Мира,
- и, разумеется, семейное счастье.
 
22. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить. А какая помогает?
Скорее всего, чрезмерный альтруизм, безотказность и, как следствие, многовато обязательств перед знакомыми и близкими, излишняя загруженность текучкой в ущерб творчеству.
Помогает, выручает настойчивость, целеустремленность, работоспособность.
 
23. На какое животное Вы похожи?
А какое животное хочет побольше знать и уметь? – Мультята?..
 
24.  Среди каких людей (или в какой обстановке) Вы чувствуете себя наиболее комфортно?
Комфортно чувствую себя среди студентов, коллег-педагогов, в семейном кругу, среди друзей, знающих и любознательных собеседников. Среди книг. Среди столярного, слесарного инструмента, за работой с деревом, металлом.
 
25.  Что бы Вы посоветовали себе - ребенку, если бы у Вас была такая возможность сейчас, в зрелом возрасте?
Всё, чему я выучился впоследствии (играть на баяне, в шахматы, ремонтировать замки, часы, выточить ключ, наточить инструмент, работать пилой, топором, рубанком), закладывалось в детстве.
Не бойтесь браться за сложные дела, испытывайте себя во многом. Что-то станет вашей профессией, а что-то интересным хобби. Но любое ваше умение украсит вашу жизнь и будет интересным и полезным в общении с вами.

II. ПИСАТЕЛЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ?
 
 
1. Как начиналась Ваша творческая биография? Помните ли Вы свою первую публикацию?
Мои первые публикации связаны с научными исследованиями. Статья «Талант воспитателя» (газ. «Советская Сибирь», 1981 г.) была посвящена наставникам, воспитателям молодых рабочих. Книга «Педагоги в рабочих спецовках» (1982 г.) также посвящена наставничеству как эффективной форме передачи профессионального, нравственного, социального, жизненного опыта старших поколений вступающим в жизнь юношам и девушкам.
 
2. Что для Вас стало предпосылкой к литературному творчеству?
Первые стихи – это поздравления друзьям к юбилеям, дням рождения, к другим важным событиям в жизни, а также новые тексты на популярные мелодии. Иногда поздравления выливались в целые поэмы (другу Е.Г. Семенчуку – 11 листов).  Когда родился внук Дима, а через четыре года внучка Инна, появилось множество вопросов, касающихся их обучения, воспитания и развития. Читая им классические детские произведения, мы с родителями сочиняли кое-что сами: загадки, считалки, скороговорки. Кое-что записывали.
Сочинения накапливались, потом они ложились в книги.
 
3. Писатель (поэт) - это...
Писатель – это прежде всего читатель, грамотный человек, владеющий словом, родным языком; наблюдатель, аналитик, исследователь темы, за которую взялся; фантазер, выдумщик, любознательный, новатор, не повторяющий раскрытые темы, имеющий что сказать читателю; умеет системно мыслить, стройно излагать, постоянно работающий со словарем, энциклопедией; эрудит, человек, имеющий большой жизненный опыт…
Поэт…    Поэзия – это искусство соединять слово, идею, рифму, размер в одной строчке и из нескольких (множества) строчек создавать связный рассказ (выражение чувств, эмоций) на выбранную тему. При этом творец стихов волен использовать (создавать, придумывать) образы, аллегории (иносказания), сравнения, гиперболу (преувеличение) и другие приемы для большей выразительности творения.
Для начала можно сочинить считалку.
Серьёзные, общественно значимые темы (политические, научные, нравственные) начинают интересовать пишущего по мере накопления им жизненного и творческого опыта.
 
4. Когда пишете, кем Вы себя чувствуете, взрослым или ребенком?
Я чувствую себя взрослым, но пишущим для детей. Вопрос не простой. Когда я писал «Гимн педиатров», то смотрел на детского врача глазами родителей, ребёнка, студента, ученого, самого врача, поэта.
 
5.   Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?
Первой читает (вернее, слушает) мои рукописи самый близкий мне человек – моя жена. Она литератор по образованию, обладает чувством слова, слога, способна критически оценить написанное, не допустить чего-то чрезмерного.
 
6.    Чьим мнением о своих книгах особенно дорожите?
Мои творения читают дети, друзья, студенты, взрослые, мнения мне дороги и интересны. Дети рисуют иллюстрации к моим «Мультятам», это особенно трогательно.
 
7. Почему Вам нравится быть писателем?
Быть писателем – значит иметь некое литературное дарование (не обязательно литературное образование).
Это дарование может быть (а может и не быть) призвано на службу обществу. Перед писателем возникает долг гражданина совершенствовать место своего обитания – дом, район, город, страну, планету. В этом, на мой взгляд, смысл существования человека. В моих творениях есть всё – пафос, гнев, обида за державу, воспевание Родины, гордость за её победы, юмор, улыбка, сатира, подтрунивание над человеческими слабостями, издёвка над глупостью и др.
 
8.   В каком соотношении должны быть вымысел и правда в книге? Какова их роль в произведении для детей?
Соотношение вымысла и правды  очень выразительно просматриваются в «Старике Хоттабыче», «Волшебнике Изумрудного города», «Незнайке и его друзьях» и т.д.: все выдумки автора на жизненной основе, на детских мечтаниях, желаниях, помыслах, на пути к достижению которых автор ставит массу препятствий, а их преодоление воспитывает из человека – Человека.
 
9. На каком этапе создания текста возникает заглавие?
Один учёный сказал, что название диссертации может быть изменено в ночь перед её защитой.
То же и с заглавием книги или отдельного произведения. Чаще название выкристаллизовывается после завершения работы над ним, когда всё ясно, всё на своих местах.
 
10. Какие условия Вы считаете самыми подходящими для творчества?
Не кабинетные. Писатель живет жизнью общества, но видит больше, чем нетребовательный обыватель. Писатель – неравнодушный человек из толпы, он хочет искоренять очевидные (да и скрытые) недостатки в среде обитания, помочь в этом всем желающим.

11. Вы сознательно стали именно детским автором?
Нет. Мои интересы – история, политика, социальные проблемы, наука, студенчество, слабости человека и, конечно, дети.

12. Каким должен быть детский писатель?
Детский писатель должен быть добрым, честным, умным, мудрым, не резонёром, должен уметь ненавязчиво советовать, учить, подсказывать.
 
13. В чем истоки творчества для детей?
Дети должны превзойти своих родителей во всём – в знаниях, умениях, в культуре, науке. Это – условие движения вперёд, восхождения, в противном случае будет регресс.
Детский писатель должен способствовать прогрессу.
 
14. Мечтательность - это достоинство или недостаток?
Мечтательность маниловская, «диванная», созерцательная – бесплодна.
А попробуй, мой читатель, помечтать о том, как бы ты выглядел среди сверстников, если бы мог с полным основанием сказать про себя:
- Я знаю наизусть поэму Н. Некрасова «Мороз Красный Нос».
- А у меня второй разряд по шахматам.
- А я умею играть на баяне (скрипке, пианино…)
- А я занял первое место на химической олимпиаде.
- А я прочитал все сказки Пушкина (или «Войну и мир»)...
- А я умею наточить нож (-ницы)
- А я участвовал в рыцарском турнире.
- А я переплыл Обь.
- А я могу объясняться на английском (др.) языке.
- И так далее.
 
15. Изменило ли Вас Ваше творчество?
Творческая личность постоянно «наталкивается» на темы для возможных произведений – рассказов, стихов, песен. У меня много набросков, задумок, для реализации которых требуется время. Литературное творчество и работа лектора (я читаю лекции по курсу «История России») приучили меня строже и чётче формулировать свои мысли устно и письменно.   Умение «говорить, разговаривать, слушать» - непременное свойство культурного человека.  Попробуйте рассказывать друзьям о каком-либо случае из вашей жизни без таких «вспомогательных» слов, как «это», «ну», «значит», «в натуре», «воще», «козёл» и вы убедитесь, что это не так просто. Грамотная речь есть результат грамотного мышления.
 
16. Одно и то же ли для Вас диалог с читателем и диалог с ребенком?
Диалог с читателем (письменный) и диалог с живым ребенком не одно и то же. Диалог в книге (в пьесе, в кино, в сказке) создается, рождается как результат размышлений автора, выбора им вариантов разговора, работы над каждой фразой. На это нередко требуется немалое время. И чем тщательнее автор работает над текстом, тем творение интереснее.
Общение с ребенком требует моментальных, сиюминутных речевых формулировок, нередко сопровождается неожиданными поворотами, которые также требуют умения извлекать из памяти различные сведения, относящиеся к теме беседы, подключать жизненный опыт, аргументы, использовать другие средства для поддержания интересной беседы.
 
17. Каким Вы представляете своего читателя? Опишите этот образ.
Представить своего читателя для меня довольно затруднительно, потому что и произведения можно отнести к нескольким жанрам.
Так, «Приключения мультят» - для детей 8-12 лет. Здесь забавные герои – Мультяша и Мультеша, рисованные человечки – пытаются постигнуть ребячью жизнь, научиться как можно больше уметь из того, что они видят у ребят. Читатель этой книжки будет потешаться над мультятами: «Эх, вы, мол, таких простых вещей не умеете!»
«Барабашка, отзовись!» - это мои иронические и саркастические размышления над легковерием людей. Я пытаюсь показать абсурдность веры человека в гадания, предсказания, астрологические прогнозы, зависимость судьбы человека от расположения звезд.
Это книга для старших школьников, её с удовольствием читают и мои студенты.
Стихотворения «Победа», гимны России, Новосибирску написаны в патриотично-пафосном духе.
«Курица или яйцо?» - это поиск варианта ответа на «вечный» вопрос. Этот вариант я и предлагаю.
«Тебе, Транссибирская» - песня, написанная к 100-летию самой протяженной на Земле железной дороги.
«Как назвать?», «Пока живу!» - иронические заметки по поводу веры человека в то, что судьба его зависит от его имени, от цветов, камней, причёски, формы линий на руке и многих других примет.
Эти вещи писались с улыбкой, и читать их также следует с улыбкой. Такой читатель должен обладать чувством юмора, иметь ироничный склад ума.
Таким образом, у каждого жанра свой читатель. Одно и то же произведение не может нравиться всем без исключения, как золотая монета.
 
18. Чему Ваш читатель Вас учит? Чем помогает?
Читатель учит меня строже подходить ко всему – к выбору темы, к работе над словом, к оценкам, выводам, рекомендациям читателю.
Читатель не приемлет нравоучительный тон.
 
19. Чему Вы учите своего читателя?
Я хочу, чтобы мой читатель был думающим человеком. Учу?

Обгоните отцов и умом, и трудом,
Научите детей вас самих обогнать.
Фантазировать можно о мире ином,
Но важнее планету свою украшать.
На рынке реклама – первейшее дело,
Здесь всякую рухлядь хвалить можно смело.
Рыбак может дохлую муху подсунуть,
Чебак, коль дурак, может запросто клюнуть.
И ещё:
Смотри на мир без розовых очков,
Критично оцени всё, что сулит реклама.
Добычей станешь ты пройдох и хитрецов,
Коль мозг твой не фонарь, а мусорная яма.
 
 
20. С кем из литераторов Вам довелось общаться, дружить?
Мне довелось общаться с председателем Новосибирской писательской организации Анатолием Борисовичем Шалиным. Это талантливый, мудрый человек, крупный организатор «литературного цеха» и в то же время простой в общении человек, умный собеседник.
Я провел несколько часов в обществе Юрия Михайловича Магалифа, прочитал ему «Победу», стихотворение «Курица или яйцо?». Он дал хорошую оценку слогу, стилю этих творений. Я с удовольствием слушал воспоминания из его долгой, интересной литературной и артистической жизни.
Я дружу более 30 лет с Борисом Яковлевичем Федоровым, писателем, автором повестей, рассказов, басен. В своих произведениях он предстаёт внимательным современником эпохи, его произведения учат добру, справедливости, в них критикуются пороки общества, его руководителей. Во всех произведениях Б. Федорова чётко просматривается активная гражданская позиция автора.
 
21. Чем собираетесь в ближайшее время порадовать читателей?
Мне трудно прогнозировать свою писательскую деятельность: я доцент медуниверситета, а это – чтение лекций, подготовка методических разработок по совершенствованию учебного процесса, участие в научных (теоретических и методических) конференциях и другая работа.
Кроме того, я председатель Совета ветеранов НГМУ, заместитель председателя Совета ветеранов Центрального района г. Новосибирска.
Эти общественные должности требуют значительного времени.
Работаю над второй книжкой о мультятах. Хотелось бы написать сценический вариант «Барабашки». Много стихотворных задумок и заготовок.
 
22. Ваше напутствие юному читателю.
Дорогие ребята! Всё, чему вы научитесь в детские годы в школе – грамотно писать, выразительно читать, петь, танцевать, а также работать молотком, ножовкой, равно как и работать с компьютером – это ваша «собственность» на всю жизнь. И даже если какой-то ваш навык «не впишется» в вашу профессию, он будет украшать вас как личность, сделает вас интересным в общении с другими. Не бойтесь браться за любое дело, ибо любое большое умение начинается с малых шагов, не всегда удачных попыток.
У Петра I была потребность, когда он видел работу мастера, просить (требовать): «Ну-ка, дай я!»
Дерзайте! Это будет замечательным дополнением к работе над учебниками, над освоением научных знаний.
Образованный человек – это думающий человек, разносторонний, человек широких взглядов.
 
23. Ваше напутствие детскому автору.
На мой взгляд, детский автор должен создавать такие произведения, которые вели бы юного читателя подальше от жизненных, животных инстинктов к возвышенным целям и идеалам, и никоим образом не наоборот.
 
С наилучшими пожеланиями к вам,
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Произведения П.С. Науменко для детей
 
 
Науменко П.С.  Барабашка, отзовись! / П.С. Науменко; худож. А.В. Новосадов. – Новосибирск: РИФ Новосибирск, 2004. – 255 с.: ил.

Автор изучил некоторую часть научной литературы, посвященной Барабашке, полтергейсту, иным мирам, бестемпературным телам, мыслеформам, и пришёл к выводу: на вопросы «Что? Где? Когда?» наука дала достаточно полный и даже переполненный фактами ответ.
Но при этом возникало всё больше вопросов «Кто? Как? Почему?»
 
П.С. Науменко попытался отыскать или нарисовать механизм, с помощью которого факты становятся доступными научному осмыслению и, таким образом, объясненными.
Автор призывает задуматься над прочитанным и, возможно, внести свой вклад в барабашковедение как новую замечательную и занимательную науку.
 
 
 
 
 
 
 
 
Науменко П.С.  Приключения мультят / П.С. Науменко; худож. Н.Н. Марцинкевич. – Новосибирск: Новосиб. полиграф. комбинат, 2002. – 108 с.

Эта сказочная повесть знакомит с удивительными героями Мультяшей и Мультешей. Хотя они сказочные, у них так же, как и у детей, возникает сто тысяч «почему?», на которые ищут ответы самостоятельно или с помощью взрослых.

Вы узнаете о красавце Златопёрочке и Утконосе, о всевидящем малютке – телевизоре, о том, как герои книги защищались от воров, проникших в библиотеку, о знакомстве мультят с роботом на космическом корабле, который летит к Земле из далёкой звёздной системы.
Вам понравятся эти симпатичные, милые и добрые существа, вы захотите подружиться с ними, а, может быть, сами придумаете для них новые приключения.
 
 
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика