написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 
 ■ Библиотека ■ Портреты писателей ■ Новосибирские писатели и художники ■ Журавлев Константин Иванович   

Журавлев Константин Иванович

(р. 1961 г.)

литературный псевдоним - Марк  Кижурский
композитор, музыкальный деятель, педагог, писатель
 

1.  «В  детстве  и  сейчас»

Когда  и  где  Вы  родились?  Расскажите  немного  о  Вашей  семье.
  
Я  родился  15  сентября  1961  года  в  Новосибирске. В  1966  году семья переехали  в  Бердск, и  там  я  прожил  с родителями  и  младшей  сестрой  до  1989  года.  Мои  родители  работали  в связи. Мама Серафима  Аркадьевна  работала  радиооператором на  станции  радиоконтроля,  отец  Иван  Сергеевич  в дальнейшем,  окончив  институт,  стал  юристом. Я окончил  среднюю  школу  № 4.  Помимо  занятий  в  школе  вместе  с сестрой  Мариной обучался  музыке  в  ДК  «Калейдоскоп» в  Академгородке:   играл на  фортепиано  и  пел  в хоре.

Назовите  три  ассоциации,  связанные  с  Вашим  детством. Поясните  их.

   Моё  детство,  как  я  теперь  понимаю,  было  счастливым.  Я  жил  в достаточно  стабильное  время. Был  расцвет  детской  самодеятельности. Музыка  была  в советское  время  замечательная: песни И.Дунаевского, В.Шаинского, Ю.Чичкова, Д.Кабалевского, Э.Колмановского, В.Баснера, А.Пахмутовой…  Хотелось не  только  слушать, исполнять,  но  и творить:  подбирать  музыку, сочинять.  Почти  параллельно  с  увлечением  музыкой  у  меня  возник  интерес  к  литературному  творчеству:  приключенческие  повести,  фантастика… Посылал  своё  произведение  «Орионаду»  в редакцию  «Пионерской  правды».  Конечно,  оно  было  очень наивно.  (В дальнейшем  музыка  пересилила -  я стал  профессиональным  музыкантом,  учителем  музыки,  музыкальным  общественным  деятелем, хотя и литературное  творчество  не  бросил).  И, наконец,  вспоминаются детские  игры  на  воздухе. Как  все  мальчишки, играл  «в  войнушку», бегал  по гаражам,  лазил  на  чердаки, порой  сам  придумывал  игры.  Так  и рождалась  фантазия, подталкивающая к  творчеству.

Любимые  и  нелюбимые  школьные   предметы.

   В  школе  я любил музыку,  историю  и литературу.  Нравилась  география,  немного   биология. Но  именно  любовь  к  музыке,  истории  и  литературе  помогла   мне  и  в  профессии,  и  в  литературном  творчестве.

Вы  были  примерным  учеником?  А  каким  вы  были  учеником?

   Я  учился  средне. Легче  давались  гуманитарные  предметы,  с трудом -  математика,  алгебра. Я,  конечно, откровенным  двоечником  не был, но  точные  предметы меня  раздражали, так  как  я  понимал, что  они  мне  в  таком  объёме  для  будущей  профессии музыканта не  нужны. А  вот  музыка,  история  и  литература  были  мне  близки  и интересны.

Ваши  любимые  писатели  и  книги  в  детстве,  в зрелом  возрасте.

   В раннем  детстве  мне очень нравилась  сказочная  повесть  Н. Носова  «Незнайка  на  Луне».  Она,  в отличие  от  предыдущих  повестей  об  этом  коротышке, откровенно наивных  и  сказочных,  более  интересна  и даже, если  так  можно  выразиться, правдоподобна,  научно-фантастична.  Писатель увлекательно  и объективно  показал читателям  жестокий  мир  капитализма,  в  котором  живут  лунатики. Очень  убедительной  мне  показалась   авторская версия  создания   Знайкой  прибора  невесомости (используя  магнитный  железняк  и  лунный  камень)  и  сама  идея, что  в подлунном  мире  живут  мыслящие  существа.

   В  подростковом возрасте  я  буквально  влюбился  в повесть  В. Катаева  «Белеет  парус  одинокий»  и  последующие произведения  этого  автора  про  двух  закадычных  друзей  Петьку  и  Гаврика.  Наверное,  поэтому  в  зрелом  возрасте  я  написал своё  произведение  «Золотой  якорёк», чем-то  перекликающееся  с  катаевской  тетралогией  «Волны Чёрного  моря»,  но имеющее  совершенно  самостоятельный  сюжет. 

   Сейчас  я  читаю  разные  книги,  но  кумиров  у  меня  нет. Могу  лишь  сказать,  что  мне  нравится  хорошая  научная  фантастика,  приключения, романы-эпопеи,  повести  о  детях,  подростках. (Как  замечательно писал  о  них  В. Крапивин,  хорошо  понимающий  детскую  душу). Мне нравится ретро. Читать  самому   или  рассказывать  читателям  о  нашем  времени  не  хочется - оно  меня  не  вдохновляет. Мне хочется  понять  современную  жизнь  через  ретроспективу  прошлого.

   Кроме того, на  мой  взгляд, любое  произведение должно заострять  проблему, в частности,  взаимоотнощений  между людьми, по возможности  показывая  вариант   её  решения. Чтобы  читатель,  оценивая  поступки  героев  повествования, постарался   их  понять, мысленно  поставив  себя  на  их  место.  За  внешне  лихо  закрученным  сюжетом  книга должна  обладать   главным  качеством - способностью   оказать  положительное   воспитательное  воздействие  на  читателя:  расширить  его  кругозор,  умение  анализировать ситуацию  и вырабатывать  своё  личное   мнение.

Приходилось  ли  Вам  особенно  остро  переживать  судьбу  литературного героя?

   Конечно.  Даже  за  своего  литературного  персонажа  я переживаю  как  за  родного,  близкого  человека,  хотя  сам  волен  решать  его  судьбу. Но  ведь  обстоятельства,  в  которые  я  ставлю  своих  героев,  порой  диктуют  автору,  что  должно  произойти. Основных, главных  своих  героев  я  люблю,  хотя  пропускаю  их  через  серьёзные  испытания  жизни.

Какой  литературный  персонаж  Вам  наиболее  близок  и почему?

   Я  уже  говорил,  что  моё  любимое  произведение, с подросткового  возраста, повесть  В. Катаева  «Белеет  парус  одинокий».  Из  всех  персонажей  в  то  время  мне  более  близок был  Петя  Бачей.  Когда    читал  книгу,  у  меня  было  такое  чувство,  что  этот мальчик, сын  учителя, честного  интеллигентного  человека,  думает  и  мечтает  как  я. Порой  я   себя  даже  мысленно  ассоциировал  с  ним. Когда я повзрослел и  написал  свой роман  «Золотой якорёк», мне  стал  близок Костя  Гаршин, с позиции  ребёнка,  и его отец  Николай  Николаевич, с позиции  взрослого  человека.

Каким  Вы  хотели  стать  в  детстве?

   Наверное, хотел  быть   более  уверенным  в  себе. Мне  не  хватало  смелости  заявить  о  себе.   Я  иногда  разрывался  между  желанием  проявить  себя, показать  своё  творчество (музыкальное  или литературное)  и при  этом не  прослыть  самоуверенным нахалом. Выскочкой  быть  не  хотелось -  это  не  приветствовалось   среди  сверстников. Единственными,  кому  я  доверял оценить  своё  творчество, были мои  два  педагога: классный  руководитель,  учитель  русского  языка  и литературы  Е. В. Жарова  и  хормейстер ДК  «Калейдоскоп»  Э. Б. Мальцева.  Им  я и  сейчас  очень  благодарен  за  чуткость  и  внимание  не  только  к моим  первым  творческим  опытам,  но  и  к себе как человеку… Долгое время  я  был  достаточно закомплексован: боялся  выйти  на  публику, рассказать  о  себе,  исполнить  свои  сочинения. Но  потом,  опираясь  на  друзей,  людей, верящих  в меня,  понял  простую вещь:  если  всю  жизнь  в себя  не  верить, постоянно  слушать  и близко принимать любую критику  в свой  адрес,  то  тогда  не  стоит  и  заниматься  творчеством, писать  «в стол».  Теперь, представляя  на  суд свой  роман  «Золотой  якорёк» или свою  музыку, я хочу  только  сказать: «Я - такой (!), и  принимайте  меня  таким,  какой  есть».

Мечтали  ли  Вы  поскорее  стать  взрослым  и почему?

   Конечно,  мечтал. Хотелось  быть  самостоятельным,  не зависеть  от  родителей. Добиться успехов  в творчестве,  быть  известным…  Теперь  я понимаю,  что  взрослым  быть  нелегко.  Иной  раз  хочется  вернуться  в детство,  но  с  несколько  другими  чертами  характера,  стать  таким,  каким  стал  сейчас.

Где  Вы  учились  и  кем  работали?

    По  окончании  школы  в 1978  году  попытался  поступить  в  музыкальное  училище  и педагогический   институт,  но  не  выдержал вступительных  экзаменов. Конечно,  расстроился и  пошёл  работать  на  завод  простым  рабочим-слесарем. Хотя,  какой  из  меня  слесарь?  Через  год  осенью  меня  призвали  в  армию.  Служил  в  пограничных  войсках  на  Камчатке. Здесь  меня заметили  и  после «учебки»  пригласили  в  военный  оркестр.  На  втором  году  службы  в части  появился  ВИА  «Пограничник  Камчатки»,  где  я  стал играть  на  синтезаторе.  Эти  два  года  не прошли  даром. Я  поверил  в себя (!) и понял,  что по окончании службы  необходимо  учиться -  стать  профессиональным  музыкантом.

   В 1982 году я поступил  на  заочное  отделение Новосибирского  областного  культпросветучилища (оркестровое  отделение) и работал  в геологической  организации  инженером  по  снабжению, здесь  же  параллельно  возглавляя  ВИА  «Искатель».  Продолжал  писать  музыку,  песни. Затем  работал  в  Речкуновском  санатории  аккомпаниатором. Потом  меня  судьба  «занесла»  в  Калининский  район  Новосибирска, в Дом  пионеров  и школьников.  Так  я  начал  работать  в  системе образования.  И  работаю до сих  пор. Прошёл  все  «ступеньки» педагогической  работы:  был  концертмейстером  детского  вокального  коллектива – ансамбля  мальчиков  «Искра»,  педагогом  дополнительного  образования - вёл  кружок-класс «Аккордеон»,  потом был  учителем  музыки  в  гимназии № 1 и  в гимназии  № 11,  вел  свою  студию  и  аккомпанировал  хореографическому  коллективу в Доме  творчества  «Октябрьский», затем  вновь  был учителем в «Техническом  лицее № 128». Работая  педагогом  дополнительного образования,  совмещал  с работой  учителя  в школах  №96, 167, 19…

   В  1987  году  создал  коллектив  взрослых - творческий  союз-клуб  «Гармония»,  объединивший  авторов,  работающих  в жанре  песни. А  в 1995  году создал  свой вокальный  коллектив  - театр  песни  «Мир  детства».
Я  реализовываю  себя  как  композитор-песенник,  успешно  сочетая  педагогическую  деятельность с  музыкально-общественной. В  2012  году  с отличием  окончил  Новосибирский  государственный  педагогический  университет  как  учитель музыки.  Но  литературное  творчество  не  бросаю -  это  мне  интересно.

Откуда  Вам  хорошо  знаком,  понятен,  близок,  интересен  мир  детства?

   Вопрос  простой. Мы  все  родом  из  детства. Вспоминая  себя  в  детстве и  ставя  себя   на место  нынешних  детей, стараешься   понять  их,  чему-то  учишься  у них  и сам. Это  очень интересно и помогает в творческой  работе -  будь то  создание  песни  или  литературного  произведения.

Какие  Ваши  детские  мечты  осуществились?

   Думаю,  что уже  ответил. Я стал композитором даже  без  консерватории,   издал  сборник  своих  детских  песен  «Кудыкина  гора».  В  2011 году,  благодаря поддержке  Общества  книголюбов,  издал роман для семейного чтения «Золотой  якорёк» (под  псевдонимом  Марк  Кижурский). Это мой  дебют  в литературе. 

Что  предпочитаете  смотреть  по  ТВ?

   Я  люблю  смотреть  хорошие  советские  фильмы  любого жанра и зарубежную киноклассику.  Из  телепрограмм  интересны  передачи  на  исторические  темы,   исследования  аномальных  явлений.

Любимый,  особенно  Вам  близкий  вид  искусства.

  Конечно,  музыка. Но  люблю  послушать  и  почитать  хорошую  поэзию.

Среди  каких  людей (или  в какой  обстановке) Вы  чувствуете  себя  наиболее  комфортно?

   Мне  приятно  общаться  с неравнодушными и  при  этом  очень  тактичными,  воспитанными   и талантливыми  людьми, с  которыми  есть  о чём  поговорить,  поспорить,  которые  интересны  мне.

Что  бы  Вы  посоветовали  себе ребёнку,  если  бы  у  Вас  была  такая  возможность  сейчас,  в  зрелом  возрасте?

   Не  бояться  быть  таким, каков ты  есть, слушать  своё  сердце, не  бояться  ошибок  и  быть  неправильно понятым.  Быть  уверенным  в  себе, слушая  критику  в свой  адрес:  воспринимать  её  спокойно,  не  комплексовать, не  принимать  её  на веру. Критики  могут  ошибаться,  а  собственная  интуиция никогда не  подведёт.
   - Будь самим  собой  и не иди на сделку  с  собственной  совестью.
 
2.  Писателями  не рождаются?

 Как  начиналась  Ваша  творческая  биография? Помните  ли  Вы  свою  первую  публикацию?

   Приблизительно  в  начале  80-х  годов я  участвовал  в  полемике на  страницах  бердской  газеты  «Ленинский  путь»,  где  предметом  жарких  споров  являлась  рок-музыка.  Высказывал свое мнение. Я довольно консервативный  человек, не  любитель  рок-музыки,    и,  честно  признаюсь,  не очень  понимал ее тогда, не  разбирался    в различных  её  направлениях. Я знал  только  «хеви-металл»  с её  грохотом,  дикостью  исполнения  песен  этого  стиля,  но  не  знал  мелодичного рока… Чувство  было двоякое:  приятно,  что  опубликовали  мою  заметку,  и немного  волнительно -  это же  в первый раз(!).

Что  для  Вас  стало  предпосылкой  к  литературному  творчеству?

  Сразу  трудно  ответить. С  одной  стороны,  будоражили  фантазию  книги  и, особенно,  просмотренные   фильмы. Невольно  хотелось  сочинить  нечто интересное,  с лихим  сюжетом,  порой  частично  заимствуя  уже знакомый.   Иногда  сюжет  приходил  во  сне.  С  другой стороны,  хотелось попробовать  себя в новом виде  искусства -  литературе - в  качестве  автора  собственного  произведения. Создание   рассказа,  повести  или  романа -  очень  интересный  процесс.  Из-под  твоего  пера  рождаются  герои,  и  ты  их  создатель.  И только  ты знаешь,  что  с ними  произойдёт  на  страницах  произведения. То  же  и  с  музыкой. Какова  нота  или  последовательность  записанных тобой  звуков,  такова   и  мелодия, и она  только твоя. Она рождается  на  твоих глазах как  родное  дитя. Сейчас  она  на бумаге,  а завтра -  зазвучит  для  людей  и её  оценят…

Когда  пишете,  кем  Вы  себя  чувствуете:  взрослым  или  ребёнком?

   Всё  зависит  от того,  кого  я описываю  на страницах  своего  повествования. Если  я  описываю ребёнка -  я себя  и  ощущаю  ребёнком: испытываю  его чувства,  переживания. А  если  описываю  взрослого, я себя  ощущаю  взрослым человеком  с  определённой  жизненной  позицией.

Чьим  мнением о  своих  книгах  особенно дорожите?

   Я дорожу мнением широкого  круга  читателей.  При  этом мне  интересно  мнение специалистов -  работников  библиотек, коллег  по  перу. Я готов слушать  и  критику,  если  она  конструктивна  и  по  существу. С  умными  критиками,  вдумчивыми  читателями  приятно  и  поспорить.

Почему  Вам  нравится  быть  писателем?

   Это  очень  интересно.  Ведь  ты не только  сочиняешь  сюжет,  который  тебе  интересен,  но  и  делишься  им  с другими  людьми -  читателями,  узнаёшь  их мнение,  их  позицию,  познаёшь людей   и  в  чём-то  меняешься  сам.

В  каком  соотношении  должны быть  вымысел  и  правда  в  книге?  Какова  их  роль  в  произведении  для  детей?

   Если  автор   описывает конкретное  время, эпоху,  место (страну),  где происходят события,  он  должен  быть  точен. Он  также  должен быть логичен  в  описании тех или  иных  событий,  происходящих  с  героями  своего повествования. А если  он создаёт  сказку,  адресованную  маленьким  читателям, он  вправе  раскрыть  весь  свой  талант  рассказчика-фантазёра. Однако  и  здесь  должна  быть  своя  логика  в построении  сюжета. Сказка, на мой взгляд,  не  должна быть  примитивной  и  глупой.  Она  обязательно  должна  нести  воспитательную  функцию.   Всё,  что  я описал в романе «Золотой  якорёк»,   является  вымыслом.  Прототипов  здесь  нет.  Но  такая история  могла  бы  иметь  место,  учитывая  то,  на фоне каких  исторических  событий   развивается  сюжет. 
На  каком этапе создания  текста  возникает  заглавие?

   У  меня  это  произошло  сразу.  В  центре  внимания  символ  Родины -  «золотой якорёк»,  объединивший  в одну  сюжетную  линию  всех  героев повествования. Бросить  якорь на родной земле,  у родных  берегов;   мальчишки,  живущие  у  моря; трагическая  судьба  русской  интеллигенции,   часть  которой  была  вынуждена  покинуть  Родину.  А  Россия одна,  и   только  здесь  говорят  на  родном  русском  языке.

Вы  сознательно  стали  именно  детским  автором?

   Моя  книга не  совсем  детская. Она поднимает проблемы  далеко не детские. Но  описывать   исторические  события сначала  глазами  ребёнка,  а  потом взрослого очень  интересно. Присутствие  детей  в  литературе  обогащает  её,  позволяет  лучше понять  психологию  юного гражданина,  его путь  формирования  себя  как  личности.

В  чём  истоки  творчества  для  детей?

   По-моему,  в  самих  детях.

Мечтательность -  это  достоинство  или  недостаток?

   Конечно, достоинство!  Как же  без  мечтательности  можно  стать  творцом:  писателем, композитором, художником? К  сожалению,  часто  родители  и педагоги  недооценивают  её  у детей.

Изменило  ли  Вас  ваше  творчество?

   В  чём- то  да,  а  в чём-то нет.

Каким Вы  представляете  своего  читателя?  Опишите  этот  образ.

   Моё  произведение  адресовано  широкому  кругу  читателей. Это  могут  быть  и подростки,  и  молодые  люди,  и  граждане  зрелого  возраста.  Главное,  чего  бы   мне хотелось,  так  это  найти  в них  неравнодушных  к  человеческой  судьбе  людей,  пытливое  отношение  к   истории  нашей  Родины России. Не  секрет,  что  в нашей  истории  и  сейчас   ещё  много, так называемых, «белых  пятен». Чтобы  лучше  понять  настоящее,  нужно  постараться  понять  прошлое,  истоки  многих  наших  проблем,  которые и  вдохновляют  писателей  на  творчество,  выводят  читателей  на  откровенный  диалог  с  автором.  Повторюсь:  с  пытливым,  заинтересованным  читателем  приятно  общаться  и даже  спорить.

Чему  Ваш  читатель  Вас  учит?  Чем  помогает?

   У меня было немного творческих  встреч: со школьниками и молодыми  людьми. Это был  в  большей  степени  монолог  с  моей  стороны:  я  вкратце  знакомил  с  моим  романом,  приглашал  к чтению.  Поэтому, увы, пока  читатель меня  не  учит.  Однако  приятно  видеть ребят,  знакомых  с моим  произведением,  они  активно  задавали  вопросы  по  сюжету  и  даже  высказывали  своё  мнение. Это  радовало.

Чему  Вы  учите своего  читателя?

   Пожалуй,  я  уже  ответил  на этот  вопрос.  Специально  кого-то  учить  я не  собираюсь,  но  попытаться  вывести  на  откровенный разговор,  чтобы  сам  читатель,  задавшись  вопросом,  дошёл  до истины,  считаю  очень  важным.  Самообучение  и  самовоспитание -  в этом  я вижу  писателя,  и  этому  я  хотел  бы  научить  юных  читателей,  в  которых  вижу  не своих  учеников,  а  партнёров  в  литературе.

С  кем из  литераторов  Вам  довелось  общаться,  дружить?

   Я как  музыкальный,  общественный  деятель,  тесно  сотрудничающий  с  поэтами-песенниками, знакомился  с разными  авторами.  Но  в  большей  степени  всё  же  с поэтами,  а   не  с прозаиками. Я благодарен  известному  пропагандисту  литературы,  председателю  Областного  общества  любителей  книги, Татьяне  Викторовне  Пендюриной,  которая    поддержала  и  помогла  мне  в  издании  моего  романа  «Золотой  якорёк».  Знаком  я  и с  поэтессой  Еленой  Густавной  Хоренко, профессиональным  филологом,  очень  тепло  отозвавшейся  о  моём  произведении. Я  самокритичный  человек и  понимаю, что  не всё  в  романе  безупречно,  есть   и ошибки,  и опечатки. Я  уже  написал  новый  вариант  «Золотого  якорька»,  переработанный  и  дополненный. 
Чем  собираетесь  в ближайшее  время  порадовать  читателей?

   У  меня  готово  ещё  одно  произведение -  небольшая  по  объёму героико-приключенческая дилогия  «Непобедимые». События  первой  части, повести  «Барабанщик», происходят в Германии по время Ноябрьской революции  1918  года (тема  малоосвещённая  в  литературе),  а  события  второй  части, повести  «Кэтти», в эпоху  прихода  к  власти  Гитлера  и борьбы  с ним  патриотов-коммунистов.  Может  кому-то  покажется  это  неактуальным,  но  это  мой  взгляд  на  историю,  моё  видение.  Пока  оно  только  в электронном  варианте.  Если  интересно,  то  могу  предоставить  возможность  прочитать.
Ваше  напутствие  детскому   писателю…

   Будьте  искренни  с ребёнком, подростком, старайтесь  стать  немного  им  самим,  не  старайтесь  его  учить. Пусть  поступки  положительных  героев  вашего  произведения  помогут   юному  читателю  стать  лучше:  добрее, терпимее,  справедливее  и  честнее  перед  собой  и  перед  людьми.
 
 

 
Кижурский, М. Непобедимые : роман-дилогия . - Новосибирск, 2015.  - 71 с.
 
События,  описываемые  в  романе,   переносят  читателя  в  прошлое - начало  ХХ  века - время  революции  и  Второй  мировой  войны.    Роман  был  создан  автором  в то время,  когда  в  Западной  Европе  существовала  Германская  Демократическая  Республика (немецкое   социалистическое  государство).    Все события,  происходившие  и  описываемые  в  данном  произведении - плод  фантазии  автора,  но вполне  могли  иметь  место  в реальности,  так  как    основывались  на  исторических  событиях,  происходивших  в  те  годы (Ноябрьская революция  в  Германии 1918-1919 гг),  приход  к  власти  фашизма(А. Гитлер) - в  30-40-х  годы  ХХ века,  и  борьба   с  ним  немецких  коммунистов   и,  наконец,  послевоенные  годы).
 
 

 
 
Кижурский, М
Золотой якорек: роман для семейного чтения. – Новосибирск: Светоч, 2011. – 164 с.
 
В романе для семейного чтения «Золотой якорек» перед тобой предстанет история жизни двух друзей, судьба их поколения, а, значит, – история нашей страны на протяжении нескольких десятилетий.
Увлекательный, динамичный, наполненный событиями сюжет не оставит равнодушным, вызовет желание обсуждать прочитанное, размышлять. А главные герои надолго запомнятся.
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Материал подготовила
Е.Ю. Рамуль,  ведущий библиотекарь НОДБ им. А.М. Горького
 
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика