написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 
 ■ Библиотека ■ Портреты писателей ■ Новосибирские писатели и художники ■ Хоренко Елена Густавна  

Хоренко Елена Густавна

 
 
(18.07.1940 г., Андреевский район, Алтайский край, ныне Баганский район, Новосибирская область)
 
 

«В ДЕТСТВЕ  И СЕЙЧАС»
 
 
1. Когда и где Вы родились? Расскажите немного о Вашей семье.
Я родилась в год Дракона под знаком Рака. Дракону не ведомы преграды. Энтузиазм его велик. Знак Рак как-то плохо вяжется со мной. Рак пятится назад, я же по жизни всегда иду вперед.
Больше всего моему характеру отвечает моё имя. Елена (греческое) – факел, избранная, светлая. Недавно одна учительница подарила мне такие строчки:
 
Все вокруг тебя искрится,
Ты готова поделиться
Ярким светом и теплом
Сколько в сердце есть твоем.
 
И это действительно так. Много общаюсь с детьми, взрослыми. Мне хочется делиться с ними всем, чем владею. И я это делаю. Помогаю начинающим поэтам, дарю свои книги и от этого получаю удовольствие. У меня много друзей и я быстро схожусь с людьми.
Как-то на сказанное мне с некоторой завистью: «Счастливая ты – стихи пишешь, дети у тебя хорошие, муж любит», ответила стихами:

Нет, я счастья не ждала
и о нем не помышляла,
Просто честно я жила,
о богатстве не мечтала.
Я чужое не брала
и хитрить я не умела.
Зависть в доме не жила,
злобу я в душе не грела.
Детства лишена была,
не был дом мой полной чашей,
но была в нем теплота,
было то, что мне так важно –
Радость, вера, доброта
И любовь к друзьям и близким,
И таким же чувством чистым
Я была окружена.
 
Я родилась за шесть месяцев до начала войны и почти ничего не знаю из своего раннего детства, так как совсем ребенком в конце войны попала в детский дом.  Мама моя работала в войну на уборке хлеба. Отец,  бывший до войны председателем сельсовета, в то время уже воевал.

Время было тяжелое, на полях работали одни женщины. Даже на ночь с полей никто не уходил. Ужин мамам носили дети. Однажды женщины дали детям немножко колосков. Детей обыскали, и всех мам арестовали, в том числе и мою. Она объяснила, что колоски брала, поскольку ей ужин никто не носит – поесть брала с собой, но ничего не помогло. У некоторых женщин дома остались маленькие дети, и они сбежали. Ночью за ними приехали и забрали. Больше их никто не видел. Нас, детей, сдали в детский дом. Позже, уже после войны, нашлась тетя, папина сестра. Она приехала с Урала и забрала меня из детского дома. С ней я уехала в Казахстан. С тетей жила пока не стала самостоятельной. Она хорошо шила и обшивала всех. За свой труд почти ничего не брала. Я рано научилась шить. Сначала шила для кукол, потом и для себя. И это мне очень помогало в жизни.

Тетя была очень добрым человеком. Она никому не могла отказать. Это, видимо, передалось и мне. Я больше отдаю, чем получаю, и испытываю при этом радость. Много лет позже маму посмертно реабилитировали, но я так о ней ничего и не знаю.
 
 
2. Назовите три ассоциации, связанные с Вашим детством. Поясните их.
Это нерадостные воспоминания. Первое – это как мы питались. Ели жмых – спрессованные брикеты из семечек (зерна с шелухой), их готовили до войны для корма скоту. Картофельные очистки хорошо мыли и варили. Мерзлую картошку. Нас заставляли её собирать на полях после уборки. Было уже холодно. Ноги и руки были красные. Я до сих пор это помню. Нас, детей, заставляли есть, мы давились, а из глаз капали слезы.
Кашу варили из отрубей. А ещё выручала фасоль и всё то, что появлялось на огородах летом.

Второе – школа. В школу я пошла поздно, мне было уже 8 лет. Одеть было нечего. Очень хорошо помню: мне сшили голубое байковое платьице и красный с белым в полоску фартучек. Испытала такое счастье.
Зимой было очень холодно. Обувь плохая. С ранней весны, в марте – апреле, мы уже ходили почти босые. На ногах были деревянные башмаки (к деревянной подошве приколачивался гвоздиками брезентовый ремень от вариатора комбайна). Ноги от холода были красные. В таком виде меня принимали в октябрята и пионеры.

Третье – игры. Зимой играть мы не могли: не было зимней одежды. Сидели дома. Ждали Новый год. Он запомнился тем, что приходил какой-то наряженный человек и спрашивал, как себя ведут дети? Если взрослые хвалили детей, он давал им пряники или что-то из стряпни: лошадки, звездочки. Мы все это принимали всерьез. Дед Мороз и елочки появились у нас уже позже.
Летом играли больше в песке, на дорогах (машин особенно не было, а лошадок и телег мы не боялись).
 
 
3. Любимые и нелюбимые школьные предметы.
Моими любимыми предметами были русский язык, литература и история. Это осталось со мной на всю жизнь. Еще мне нравилась физика.  Не любила математику, географию и особенно физкультуру. В последствии моим мужем стал учитель физической культуры, и мы с ним часто ходили на лыжах.
 
4. Вы были примерной ученицей? А какой Вы были ученицей?
Я была примерной ученицей. Школу очень любила. Училась хорошо. Рано начала читать, причем сама, никто не заставлял. Наоборот, книги отбирали, а я убегала, пряталась и читала. Эту любовь к школе, к книгам передала и своим детям, а теперь и внукам.
Я была очень активной девочкой, и меня всегда ставили в пример. Была старшей по звездочке у октябрят, председателем совета отряда у пионеров, а затем и председателем совета дружины, секретарем комсомольской организации.
 
 
5. На кого из людей, которых Вы видели, о которых слышали, Вам хотелось быть похожей, почему именно на  него?
В детстве хотела быть похожей на Зою Космодемьянскую и Жанну д‘Арк. За их смелость, бесстрашие и любовь к Родине. Часто думаю: «Есть ли сейчас такие люди?» А себя спрашивала: «А я бы смогла?» В детстве казалось – смогу. Я ведь тоже люблю Родину. Сейчас свою любовь и преданность выражаю стихами, а еще тем, что, не смотря на трудности, смогла вернуться домой – на Родину, в Россию, в свою любимую Сибирь.
 
 
6. Ваши любимые писатели и книги в детстве, в зрелом возрасте.
В детстве очень любила сказки в стихах А.С. Пушкина, «Конёк-Горбунок» П. Ершова. Я и сейчас эти сказки знаю наизусть. И сказки в прозе все знаю до сих пор и могу рассказывать детям часами. Так как я очень рано начала читать, читала книги не по возрасту, хотя еще не совсем понимала смысл прочитанного. Уже в классе 5-6-м прочитала «Даурию», «Два капитана», «Всадник без головы», фантастику А. Беляева, «Евгений Онегин» А. Пушкина.
Люблю стихи Некрасова, Лермонтова, Маяковского, Симонова, Светлова – за четкость, лаконичность фраз. Всё не перечислить. Я и сейчас читаю очень много. Люблю умную литературу, детскую. Жить без стихов не могу. Свои стихи тоже все знаю наизусть.
 
 
7. Приходилось ли Вам особенно остро переживать судьбу литературного героя?
Когда читаю, переживаю, радуюсь вместе с героями книги, плачу. Забываю обо всем на свете, забываю, что это книга, а не явь. Конечно же, я заливалась слезами, когда читала «Овод» Войнич. Наверно, эту книгу перестрадали все. Вместе с Ваней пережила всю правду о строительстве железной дороги в «Крестьянских детях» Н. Некрасова. «А по бокам-то всё косточки русские, сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»
 
 
8. Какой литературный персонаж Вам наиболее близок, и почему?
Тёма из детских рассказов «Тёма и Жучка». А ещё Настёнка из «12 месяцев». За добрый характер, трудолюбие и учтивость её полюбили и одарили братья-месяцы. В моей жизни такое было. В студенческие годы было очень тяжело материально. Помогать было некому. Я жила на одну стипендию. Однажды мне пришла посылка без обратного адреса. Там были продукты: конфеты, макароны, крупа и даже яблоки. Я не знала от кого и от радости плакала, но догадывалась – это от моей любимой учительницы. Буду помнить всегда это и поэтому стараюсь помочь тому, кто нуждается.
 
 
9. Кем Вы хотели стать в детстве?
В детстве мечтала стать артисткой, как Любовь Орлова. Я становилась у зеркала и пела или читала стихи, монологи, отрывки из поэм и т.д. Любовь к декламированию переросла в любовь к стихам, а затем и к школе. Я страстно хотела стать учительницей. Представляла, как вхожу в класс, открываю журнал и вызываю читать стихи. Учительницей и ученицей в одном лице я была сама.
 
 
10. Мечтали ли Вы поскорее стать взрослой, и почему?
Наверно, да, точно не помню. Но меня много в детстве обижали и хотелось, чтобы это поскорее закончилось.
 
11. О ком из старших Вам хочется рассказать: бабушках, дедушках, родителях, учителях, соседях?
Мне хочется рассказать о своей любимой учительнице русского языка и литературы Елене Филипповне Сутуло-Сысоевой, благодаря которой я стала педагогом-литератором, а может быть и поэтом.
Свою учительницу любила до самозабвения. Старалась во всем быть на неё похожей, даже в походке. В нашу школу (с. Ивановка Баганского района) она приехала из Москвы после окончания МГУ (Московского государственного университета). Её любили все, но я к ней буквально привязалась. Она меня тоже любила и жалела. Часто брала к себе домой, кормила, давала книжки. Но уроки спрашивала с меня строго. Через год её перевели в другую школу. Я училась тогда в шестом классе, убежала за ней следом и со мной ничего не могли поделать. Я рыдала, и меня перевели в ту же школу. Однажды мы узнали, что Елена Филипповна серьезно заболела и вынуждена уехать. Прощались с ней обнявшись. Обе плакали, а вокруг стояли ученики и тоже плакали. Потом я её потеряла на многие годы. Нашла уже будучи взрослой, когда одно время работала заведующей школьным отделом при Карасукском райкоме комсомола.
Делегатом конференции был её племянник с такой же фамилией. Оказалось, она работает заведующей РОНО с. Убинское Новосибирской области. Я помчалась туда. Она бежала ко мне навстречу. Мы плакали и смеялись.
Всегда её помню и могу сказать: «Если есть во мне что-то хорошее, то это все благодаря моей любимой учительнице».
 
12. С чем связано Ваше самое яркое детское воспоминание? Что особенно часто вспоминается из детства?
Мое яркое воспоминание детства связано со школой, когда мы готовили к Новому году ёлку. Делали все игрушки сами, вырезали снежинки, красили и клеили цепочки, мастерили игрушки из камыша. Таких игрушек, как сейчас, тогда не было.
И, конечно же, никогда не забыть холщевую сумку с «Букварем» и кусочками пшеничного хлеба. После седьмого класса, чтобы пойти учиться в техникум, вместе со взрослыми все лето работала на уборке сахарной свеклы. Зарабатывала деньги. Это было в Казахстане, куда меня увезла тётя. Очень тяжелый труд! Я часто падала в обморок от недоедания.  Об этом могу сказать стихами:
 
 
Моё детство – голодное, босое.
Полотняная сумка через плечо.
В сумке книжка – «Букварь».
Хлеба кусочек без проса,
Послевоенное строгое детство моё.
Непроливашка-чернила из сажи,
Вместо тетради – газеты листок.
И мечта поесть настоящей бы каши,
Только б в убранном поле найти колосок.
Моя главная детская радость.
Боже! Как вспомнишь, до боли проста –
Быть похожей на смелых героев из сказок
И мечта – всё о будущем только мечта.
Мудрость жизни я черпала в книжках.
Не на каждый вопрос находила ответ,
И рождались в душе те несложные вирши,
За которые имя мне дали – поэт.
Но не важно, что кем-то я стала,
Что в жизни добилась всего.
Важно, что верить в людей не устала,
Не устала дарить им тепло.
 
13. Где Вы учились и кем работали?
После семилетки я поступила в Талды-Курганский сельскохозяйственный техникум механизации и электрификации сельского и лесного хозяйства. Он был близко от дома. Закончила его с отличием и была направлена преподавателем Уч-Аральского технического училища. Затем вернулась снова домой, где родилась, и стала работать преподавателем специального предмета в Андреевской средней школе Баганского района.
Одновременно работала старшей пионервожатой. Закончила Куйбышевское педагогическое училище, а затем и Новосибирский педагогический институт. В 1965 г. за отличную работу мне было присвоено звание «Лучший вожатый СССР» по Новосибирской области (эта награда является правительственной, и мне присвоено звание ветерана труда Федерального значения).
Уже в конце учебы в институте стала преподавать литературу. Так я шла к своей цели – быть учительницей.
Затем мне снова пришлось уехать, уже по семейным обстоятельствам. Работала в школе, начальником бюро отдела областного управления сельскохозяйственной техники. Последние годы снова в школе, в пенсионном отделе при областной администрации – это уже в г. Павлодаре.
И снова возвращение домой.
 
 
14. Какие книги Вы читали своим детям?
Детям я прививала любовь к чтению с самых ранних лет. Конечно же, со стихов, рассказов, сказок (Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Корней Чуковский). Много читала наизусть. Они быстро схватывали. Сочиняла им сама к праздникам. Они полюбили стихи, эта любовь передалась и внукам. Младшей внучке 5 лет, но она уже говорит стихотворным слогом.
 
 
15. Откуда Вам хорошо знаком, понятен, близок, интересен мир детства?
Сколько себя помню – всегда работала с детьми. Сначала во дворе собирала вокруг себя ребят – играли в «школу». При этом всегда была учительницей. Затем – октябрята, пионеры, комсомол, и я была старшей звездочки, старшей отряда, председателем совета дружины, секретарем комсомольской организации и, наконец, старшей вожатой пионерской организации школы. Наверно, умение жить в коллективе – это от детского дома. Разводила костры, ходила в походы, возила их на экскурсии, собирали металлолом, макулатуру. В школе играла на переменках с ребятами в снежки. Я очень любила и люблю детей разных. Дети это чувствуют и платят такой же любовью. С детьми надо быть очень справедливыми. Поэтому я и начала писать детские стихи. Наверно, еще и потому, что у меня самой детства не было.
 
 
16. Какие Ваши детские мечты осуществились?
Я стала, как мечтала, учительницей и кое-чего добилась в жизни. У меня есть любимое дело – поэзия. Родилась в деревне, но большую часть своей жизни прожила в больших городах. Я побывала в разных странах. Об этом тоже мечтала.
 
17. Ваше жизненное кредо (девиз)?    Мое жизненное кредо: спешите делать добро.
 
18. Каков Ваш «внутренний»  возраст?
Я чувствую себя всегда очень молодо. Эдак лет на 20.
Мне легче общаться с молодыми.
Я молодо выгляжу (об этом мне все говорят).
У меня веселый характер, легка на подъем.
Я найду подход к любому ребенку – плачущему, обиженному, злому. Мне это всегда удается.
Могу уладить любой конфликт, так как изучала психологию и любила этот предмет.
А когда пишу стихи детям, сразу ставлю себя на место моего маленького героя или читателя, для которого пишу.
 
19. Ваше любимое блюдо.
Люблю всё молочное. Молоко в любом виде. Сладким не увлекаюсь. Никогда не переедаю. Делаю зарядку и поэтому всегда в «форме», что даёт мне возможность хорошо выглядеть. Очень подвижна.
 
20.Что предпочитаете смотреть по ТВ?
Я смотрю серьёзные поучительные передачи: «Момент истины», «Собственный корреспондент», «Пусть говорят», «Непутевые заметки», «Времена», «Доктор Курпатов», «Народ хочет знать». Люблю смотреть, когда танцуют дети. Особенно нравится передача «Умники и умницы», не пропускаю ни одной.
 
 
21. Любимый, особенно Вам близкий вид искусства.
Люблю танцы. Сама хорошо танцую. Нравятся русские пляски.  Знаю много частушек. Сама их сочиняю.
На конкурсе частушек газеты «Бумеранг» в 2004 г. заняла 1-е место.
Очень люблю органную музыку. Слушала её в Пицунде в органном зале, в С.-Петербурге, в Будапеште.
 
 
22. Назовите самое радостное событие в Вашей жизни.
Самыми радостными событиями в моей жизни, кроме окончания института, являются рождение дочери и сына, рождение внука и трёх внучек, возвращение в свою любимую Сибирь, издание книги «Души моей живые родники».
 
 
23. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить. А какая помогает?
Мешает излишняя доверчивость и неумение отказать. Зачастую этим пользуются не совсем порядочные и бесцеремонные люди.
Помогают доброта и порядочность. Я человек слова. Сказала – сделала. Иначе не умею. У меня есть строчки стихов: «Не сделаешь – не надо обещать».
 
 
24. На какое животное Вы похожи?
Мне кажется – я ежик. Почему-то этого зверька очень люблю. Он добрый, быстро бегает. Но если на него нападают, выставляет свои колючки. Так и я. Если чувствую несправедливость, нечестность не только по отношению ко мне, а и моим друзьям, коллегам, да и вообще по отношению к человеку, то держись!
 
 
25. Среди каких людей (или в какой обстановке) Вы чувствуете себя наиболее комфортно?
Среди умных и культурных чувствую себя наиболее комфортно. Это учителя, работники библиотек, люди творчества, начитанные. С ними легко и интересно общаться. Хорошо себя чувствую на моих творческих встречах, где собираются те, кто любит поэзию и мои стихи. Я чувствую зал, хотя там бывает очень много людей. Я им благодарна.
 
26. Что бы Вы посоветовали себе – ребенку, если бы у Вас была такая возможность сейчас, в зрелом возрасте?
Посоветовала бы выбрать одну цель (лучше, если это будет твоя мечта) и идти к ней, не смотря ни на какие трудности, только тогда можно её  достичь.
Я хотела быть учителем. Страстно об этом мечтала и осуществила свою мечту. Пусть не сразу, а через трудности, но добилась своего, о чем не жалею. Я мечтала издать свои стихи и сделала это, хотя не так легко в финансовом отношении.
 

 
«ПИСАТЕЛЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ?»
 
 
1. Как начиналась Ваша творческая биография? Помните ли Вы свою первую публикацию?
Наверно, поэтами все-таки рождаются. Это – дар природы, божий дар, как мы говорим. Но только этот дар нужно развивать, совершенствовать, иначе он будет утрачен.
 
2. Что для Вас стало предпосылкой к литературному творчеству?
Первое стихотворение (всего четыре строчки) написала в 1953 г. после смерти И.В. Сталина. Вся страна плакала, и мы, дети, тоже, хотя много ещё не понимали. На обрывке газеты я прямо на уроке написала:
 
Без мамы можно жить,
Без папы можно жить,
Как же мне без Сталина
Страшно будет жить.
 
Учитель, проходя между рядами сзади, вдруг сжал мою руку, скомкав листок, и повел меня из класса к директору. Наверно, за то, что я писала на уроке, да еще и на газете (на газетах тогда писать было нельзя, да и с бумагой было плохо).
Директор школы меня почему-то не ругала, а, прочитав написанное, погладила по голове, протянула тетрадку в косую линейку и сказала: «Пиши, вдруг поэтом станешь». Её слова стали пророческими.
Второе стихотворение было о А.С. Пушкине. Потом я стала писать стихи, пародии в стенгазеты. Первая публикация была в журнале «Работница», в честь 75-летия журнала.
Стала отдавать стихи в местные газеты. Занималась в литературных кружках. Позже стала членом литературного объединения им. Васильева в г. Павлодаре.
 
3. Писатель (поэт) – это…
Я думаю, и писатели, и поэты люди не от мира сего. Это тонкий, ранимый человек. Он всегда полон чувств, влюблен в людей, в природу, в животных, порой не замечает реальной жизни. Он патриот своей Родины, искренен в своих стихах. Иначе он не поэт.
 
 
4. Когда пишите, кем Вы себя чувствуете, взрослым или ребенком?
Когда пишу детские стихи – ребенком. Когда пишу стихи для взрослых, то переживаю те проблемы, о которых пишу.
 
 
5. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?
Моим первым читателем и слушателем является мой муж, в прошлом тоже педагог, затем читаю стихи друзьям, детям.
 
 
6.    Чьим мнением о своих стихах особенно дорожите?
Мнением читателей, моих коллег, слушателя во время моих выступлений.
 
 
7. Почему Вам нравится быть поэтом?
Я не могу сказать, нравится быть поэтом или не нравится. Просто жить без этого не могу. Стихи буквально лезут из меня. Рано утром и ночью, вечером поздно, в пути. В любое время. Я уже и во сне говорю стихами и от этого просыпаюсь. Моя голова практически не бывает ясной, без стихов. Мои стихи любят дети и взрослые: ощущаю это, когда выступаю перед аудиторией. А выступаю я много: в школах, гимназиях, колледжах, санаториях, детских садах, библиотеках г. Бердска и г. Новосибирска. Меня вдохновляют хорошие отзывы, которые получаю от слушателя.
 
 
8. В каком соотношении должны быть вымысел и правда. Какова их роль в произведении для детей?
В стихах должна быть правда. Поэт пишет о том, что видит реально. Будь то стихи для детей или взрослых. А вымысел исходит из реальности:
 
… Разошлись, посовещавшись, тучи,
Разомкнули руки облака.
Месяц, спину изогнувши круче,
Освещает землю свысока.
 
9. На каком этапе создания текста возникает заглавие?
У меня заглавие стихотворения возникает сразу, как его стержень. Это его смысл, суть – то, о чем ты собираешься писать. Я редко его меняю и редко пишу без заглавия (без названия).
 
10. Какие условия Вы считаете самыми подходящими для творчества?
Самыми подходящими условиями для творчества являются природа и одиночество. Хотя в поэзии это несколько иначе. Стихи могут возникнуть в любое время дня и ночи, как говорится, когда «душа просит».
 
 
11. Вы сознательно стали именно детским поэтом?
Сначала писала стихи для взрослых. Детские стихи стала писать позже. Я их первое время стеснялась, считала несовершенными, но как раз их стали отмечать мои друзья, коллеги.
Сейчас пишу ещё и песни – детские и взрослые.
 
 
12. Каким должен быть детский писатель?
Прежде всего, он должен быть правдивым. Стихи должны отражать действительность, учить добру, справедливости, осуждать зло. Они должны быть яркими, чтобы дети, слушая и читая стихи, представляли всё, что описывает автор. Детские стихи должны быть короткими, иначе дети быстро устают и теряют к ним интерес.
 

13. В чем  истоки творчества для детей?
Истоки творчества в общении с детьми. Дети очень любознательны. В общении лучше познаешь внутренний мир ребенка – чем он интересуется, что ему нравится.
 
 
14. Мечтательность – это достоинство или недостаток?
Мечтательность – это достоинство. Тот, кто умеет мечтать, может свою мечту воплотить в реальность.
Мечтательность развивает  воображение у ребенка, расширяет его кругозор. Тот, кто не умеет мечтать, не напишет хорошего произведения.
 
 
15. Изменило ли Вас Ваше творчество?
Да, изменило. Стихи помогают мне жить и сохранить в душе мудрость. Стихами я выражаю радость и горе, богатство души и разума, всё, что чувствую и чем живу. Стихи словно очищают меня, дают мне силы.
 
 
16. Кого из молодых, начинающих поэтов Вы можете выделить?
Из тех молодых поэтов, с которыми я общаюсь, мне нравятся стихи Евгении Семеновой «Островок детства» и Н. Конуперова «Мир детства».
 
 
17. Одно и то же ли для Вас диалог с читателем и диалог с ребенком?
Дети в настоящее время очень развиты. Порой даже диву даешься, насколько они умны. Уже во 2-х – 4-х классах им можно читать стихи о Родине, о природе, о взаимо-отношениях людей. Но если в диалоге со взрослыми можно что-либо домыслить, то дети воспринимают всё буквально.
 
 
18. Каким Вы представляете своего читателя? Опишите этот образ.
Мой читатель – это человек, в первую очередь, любящий стихи и вообще литературу. Любознательный, ищущий, увлекающийся. Одинаково любит и рассказы, и сказки, и стихи. Он может жить в мире детства и в мире взрослых.
 
 
19. Чему Ваш читатель Вас учит? Чем помогает?
Мой читатель учит меня многому. На поэтических встречах я по лицам, по реакции вижу, что больше понравилось, что меньше, что взволновало. Спрашиваю мнение об оформлении книжки.

20. Чему Вы учите своего читателя?
Я учу своих читателей добру, любви, вере в то, что хорошее всегда побеждает, а плохое терпит поражение, уверенности в свои силы.
 
 
21. С кем из литераторов Вам довелось общаться, дружить?
В 1986 г. мне довелось быть на встрече с Е. Евтушенко в Санкт-Петербурге. Половину вечера пела Мария Пахоменко, остальная часть – встреча с Е. Евтушенко. Это было здорово!

В 1987 г. в курортном городке Светогорске близ Клайпеды (места, где снимался фильм «17 мгновений весны») я познакомилась с поэтессой, литературоведом Майей Васильевой, которая мне написала стихи «Для Лены». Они хранятся у меня до сих пор.

2 апреля 2007 г. в библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина была встреча с известным поэтом, человеком-легендой, бывшим летчиком-истребителем, первым посадившим свой самолет на о. Диксон, поэтом, написавшим корону венков сонетов из 225 сонетов, братом В. Шукшина (по матери) – Гусевым Юрием Николаевичем.
Стихи Гусева перевернули всю мою душу, настолько они были правдивы, настолько отражали жизнь.
Юрий Николаевич познакомился с моими стихами, похвалил за то, что пишу просто и душевно, посоветовал писать больше конкретно о людях, о событиях в нашей жизни, и пригласил меня на Алтай, где они живут с супругой Натальей Петровной.

Еще я знакома с замечательным поэтом Владимиром Павловичем Романовым. Он однажды произнес фразу, которую никогда не забуду: «Проще надо писать, проще». Раньше именно на эту простоту мне указывали иные поэты. Сейчас я часто слышу: «Где вы берете такие слова, что так трогают душу?» Это для меня высшая похвала. Этим я обязана В.П. Романову.

Также общаюсь с продюсером и поэтом общественного музыкально-поэтического общества «Все музы – детям» Жбановой Валентиной Владимировной.
 
 
22. Чем собираетесь в ближайшее время порадовать читателей?
В настоящее время готовы стихи для двух сборников: для детей – «Кира-задира», для взрослых – «Спешите делать добро».  Дело за средствами.
 
 
23. Ваше напутствие детскому автору.
Любите детей, пишите для них хорошие стихи, воспитывайте и прививайте в них любовь к поэзии. Этим Вы поможете вырастить просто хороших людей. Ибо человек, любящий поэзию, не может быть плохим.
 
 
 


 
 
 ПРОИЗВЕДЕНИЯ  Е.Г. ХОРЕНКО ДЛЯ ДЕТЕЙ
 
 
Хоренко, Е. Кира-задира: стихи / Е. Хоренко. – Новосибирск: Сибирское кн. изд-во, 2008. – 44 с.
 
 
Педагог по профессии, поэтесса много лет отдала работе с детьми и немало добрых, веселых стихотворений посвятила юным читателям.
Хоренко, Е. Я жизнь благодарю…: стихи и песни / Е. Хоренко. – Новосибирск: Сибирское кн. изд-во, 2008. – 192 с.
 
 
Стихи простые, но очень трогают душу. Простота не от скудности слов, а от широты и доброты души. Поэзия Е. Хоренко лирична, высокогражданственна и музыкальна.
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика