написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Пожарная безопасность детям
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 
 ■ Библиотека ■ Портреты писателей ■ Отечественные писатели ■ Кургузов Олег Флавьевич  

Кургузов Олег Флавьевич


(17.12.1959 – 10.03.2003)
 
 
«Дни нашей жизни, как свитки.
Пиши на них всё, что хочешь помнить».

Из книги «Еврейские афоризмы»
 
 
Однажды у Олега Кургузова спросили: «Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?». Ответ был простой и гениальный, поистине пушкинский: «Осенний дождь. Без ветра».

«Самый солнечный писатель наших дней» – так отзывалась критика об Олеге Кургузове. В его книгах много солнца, тепла и света. Но много и мягкой свежести, задумчивости и грусти осеннего дождя…

В 2009 г. он мог бы отметить своё 50-летие…

Ему было всего 44 года, когда он стал «точкой в голубой дали». «Три точки в голубой дали» – название заключительного рассказа его последней прижизненной книги «Наш кот – инопланетянин», вышедшей в самом конце 2003 года. Маленький мальчик, герой рассказа, не хочет мириться с тем, что родители когда-нибудь станут точками в синем небе, и он представляет себе, «как высоко-высоко в небе, в самой голубой дали, летят, обнявшись, три дружные точки: мама, папа и я. И эти точки никогда не исчезают из виду».
Олег Флавьевич Кургузов родился 17 декабря 1959 года в деревне Угрюмово Домодедовского района Московской области. Про свою учебу в школе с юмором говорил, что ходил туда отнюдь не за знаниями – нравилось быть в коллективе, нравились девчонки в классе. Как и большинство детей, имел много комплексов и детских страхов, которые пытался преодолевать: занимался в секции спортивной гимнастики, прыгал через коня и козла, делал, прыжки с переворотом с колец. Готовил себя в разведчики и мечтал поступить в Высшую школу КГБ. Но…

До поступления в МГУ поработал лаборантом в средней школе, а во время учебы на факультете журналистики подрабатывал в московском Тресте зеленых насаждений – помогал столице цвести. После окончания университета, в 1983 году, стал работать по специальности: в газете «Труд», в журнале «Журналист». Он много ездил по стране, печатался в «Литературной газете», в «Московской правде», в «Литературной России» и других периодических изданиях. С 1987 по 1989 год работал в Правлении Союза журналистов СССР.

Расставшись по собственной воле со «взрослой» работой журналиста, он стал создателем замечательных детских изданий.

В 1989 году вместе с Тимом Собакиным и Андреем Усачевым Кургузов «поставил на рельсы» легендарный журнал «Трамвай»  http://tramwaj.narod.ru/  – лучший детский журнал того времени, смелый, острый, авангардный, представивший читателям россыпь замечательных писателей и художников, а также совершенно необыкновенный макет, и, что еще более важно, новую манеру общения с читателями – свободную и нестандартную. «Трамвай» выходил в 90-95 годах, его читали с удовольствием и дети, и взрослые. Журнал выпускался тиражом 2 118 500 экземпляров, и при этом его было довольно тяжело достать.
В «Трамвае» произведения Олега Кургузова иногда печатались под псевдонимом Олег Оленча.
 
 
 
 

 

Собака времени

(сказка стремительная)

Как только я спускался в долину – сразу начинало твориться что-то неладное.

Дорогу мне перебегала Черная Кошка Ночи – и мгновенно наступала ночь.

Как будто среди белого дня все накрыли покрывалом, сквозь которое не проникал ни один лучик света.

Потом в темноте прямо у меня под ногами мелькала Белая Кошка Дня – и вспыхивал ослепительный день. Это было так неожиданно и так необыкновенно, что у меня перехватывало дыхание.

И вот среди светлого дня дорогу мне перебегала Серая Кошка Сумерек – и на землю опускались мутные серые сумерки. Очертания предметов в сумеречном свете причудливо искажались, взгляд растерянно блуждал в поисках привычных форм и размеров, а в душе поднималась смутная тревога.

Но не успевали глаза привыкнуть к сумеркам, как прямо передо мной пробегала Черная Кошка – и наступала ночь...

Я понимал, что кошки затевали со мной игру, но такая игра была мне не по силам. Сумерки, день, ночь сменяли друг друга с такой быстротой и в таком чудовищном беспорядке, что у меня начинала кружиться голова, и я едва держался на ногах. Последний раз, вернувшись, домой после неудачной попытки преодолеть долину, я случайно взял в руки какую-то детскую книжку. В ней очень смешно рассказывалось о кошках, которые боятся собак. И тогда я кое-что придумал.

Я позвал Собаку Времени и пошел в ту долину. Как только Собака Времени увидела кошек, она тут же бросилась за ними.

Она бежала по пыльной дороге легко и бесшумно, эта Лиловая Собака Времени. Ни одна пылинка не шевельнулась под ее лапами, а кошки со скоростью света разлетелись по своим привычным местам.
И с того момента сумерки снова следовали за днем, а ночь – за сумерками – в обычном порядке.
Наконец-то мне можно будет спокойно добраться до конца долины, решил я. И отправился в путь.
 



На смену «Трамваю» в 1996 г. пришла «Куча-Мала», приложение к еженедельнику «Семья». В пилотном выпуске редакция журнала обращалась к своим новым старым читателям:
 
 
ПРИВЕТ, РЕБЯТА!

Давайте знакомиться: я – Куча.
Куча чего? – спросите вы. И я отвечу: Куча всего-всеГО-ВСЕГО!
Я – Куча жизни, Куча стихов, Куча фокусов, Куча загадок, Куча головоломок и так далее, и тому подобное.
Однако учтите, что я: Не куча страха, Не куча тоски, Не куча ненависти, Не куча обмана.
Одним словом, я – Хорошая Куча. Очень Хорошая Ку-ча. Самая Замечательная Куча в Мире.

Но у меня, как, впрочем, у каждого, есть свои недостатки. Обо всех говорить не стану, назову одни: я – Куча... мала. То есть я еще маленькая Куча, но хочу стать большой. Это можно сделать с вашей помощью. Валите на меня все хорошее, что есть у вас: веселые сказки, смешные стихи, забавные песенки... Ну и так далее, сами знаете, чего еще...

Тем более что на самом деле мы с вами знакомы давно. Ведь среди вас наверняка есть те, кто читал когда-то, например, сто пятьдесят два года назад, детский журнал «Трамвай» или детскую газету «Семьи» – «Маленькая Тележка».

Так вот, в моей Куче валяются... – ой, простите! – присутствуют те же самые писатели и художники, которые присутствовали и в вышеназванных изданиях. Замечательные, любимые, самые детские в мире.
В общем, мы с вами снова встретились и будем обниматься, как старые друзья. И целоваться: чмок, чмок, чмОК, ЧМОК!!!

Куча мала! – это возглас в детской игре, по которому устраивается общая свалка.
Давайте, дорогие мои, устроим Огромную Свалку Радости.
И хотя бы ма-а-а-аленькую свалочку счастья жизни на нашей Земле.

Ваша КУЧА



В этом издании Олег Кургузов выступал не только как редактор, но и как автор.
 

Трын-трава

Мама вздохнула и говорит:
– Жизнь какая-то тяжелая... Ничто не радует: ни трудовые будни, ни праздники.
– И даже бодрая музыка не вызывает во мне прилива сил, — добавляет папа.
А я и говорю:
– Это все из-за того, что у нас трын-травы нет. Если бы у нас была трын-трава, мы бы ее в чай клали, пили и жили припеваючи.
Мама и папа посмотрели на меня с надеждой.
– Пойдем, — говорит папа, — поищем твою трын-траву.
– И то дело, — соглашается мама. — Может быть, чай у нас покрепче будет.
И пошли мы с папой в поля на поиски трын-травы.
А в полях душисто-о о о! И всякая зелень из-под земли прет. Стали мы эту зелень пробовать.
Папа сорвал какой-то стебелек, пожевал его, выплюнул и говорит:
– Горько!!! А трын-трава, наверно, должна быть сла-а-адостной!
– Угу! — киваю я и жую какой-то бледный лопушок. А он кислый. — Тьфу!
– Как бы нам не отравиться, — говорит папа.
– Давай лучше трын-траву по запаху искать.
Опустились мы с папой на колени и стали носами траву раздвигать.
– Бум! — бумкнула меня по носу ромашка. Ух ты! У нее серединка теплая, бархатистая и вся в оранжевой пыли. Это, наверное, солнечная пыль на ромашку осела.
– Если такой ромашкой маму по щеке погладить, — говорю я папе, — она сразу про тяжелую жизнь забудет.
– Ну ты и молодец! — говорит папа. — Как я сразу до этого не додумался?..
И стали мы с папой собирать для мамы букет. Ромашки, которые в солнечной пыли. Лиловые колокольчики, как от щекотки, дрыгающие своими головушками. И еще какие-то нежные цветы без названия.
Когда мы пришли домой, мы протянули наши цветы маме. Мама ахнула, улыбнулась, потом голову в букет засунула. Потом высунула, и мы с папой стали хохотать.
– Ты хся х солнечной хпыли! — говорили мы сквозь смех. — Тебя цветы опылили!
А мама смеется и говорит:
– Вы на себя посмотрите! Вы, как два колокольчика, мотаетесь! Вы, наверно, трын-травы объелись...
– Нет, — говорит папа. - Мы просто надышались ею.
 



Большинство авторов, сотрудничавших в этих изданиях (в том числе и сам Олег Кургузов), являлись членами литературного союза «Чёрная курица». В манифесте союза было записано:  «Независимость, непохожесть, искусство для души».

Почему «Чёрная курица»? Писатели считали, что это удачный символ детской литературы. Всех людей легко разделить по отношению к этой домашней птице – как в чудесной сказке Антония Погорельского: одни хотят её обязательно в суп, на лапшу, другие видят в ней заколдованного принца.  
 
К юбилею союза был издан альманах «КУКАРЕКУ».
 
 
 
Альманах для детей и взрослых

Почему альманах? Почему для детей и взрослых? И почему – КУКАРЕКУ? Давайте по порядку и с конца.
– Кукареку! – кричит петух, когда ему весело. И когда грустно. И когда обидно, страшно, неспокойно, происшествие невероятное, жизнь любопытная.– Кукареку!

Здорово у петуха получается, пронзительно. Люди, к сожалению, не умеют кричать так звонко и далеко. Зато знают тысячи слов и знаки препинания. И на бумаге их расставляют так удивительно, что читателю весело, грустно, обидно, страшно, интересно. Каждый это по-своему делает – пишет. Или рисует. Если собрать их под одной обложкой, чтобы они не мешали друг другу, наоборот, перекликались душевно.
 
Размышляли откровенно о нашей истории, искусстве, литературе, жизни. Фантазировали, играли, выкрутасничали, чудили. Получится альманах. Для тех, кто любит узнавать новое и вспоминать старое. Для детей, которым интересны взрослые, и для взрослых, которые не прочь ненадолго стать детьми. Короче, для тебя, читатель.

УДАЧИ ТЕБЕ – «КУКАРЕКУ»!
 


 
В 1992 г. выходит детская газета «Маленькая тележка» – вкладыш к газете «Семья», которую Кургузов придумал и возглавлял как редактор.  Одним из первых известных писателей Кургузов бескорыстно и безвозмездно отдал все свои вещи в интернет-журнал «Электронные пампасы» http://epampa.narod.ru/kurguzov/index.html.

Ещё в биографии Кургузова-редактора была русская версия журнала «Улица Сезам». Полностью адресованный детям журнал представлял собой яркое, красочное издание, полное историй, стихов, загадок, кроссвордов, рисунков-раскрасок, чертежей самоделок. Герои журнала – знаменитые куклы из телесериала Улица Сезам: Зелибоба, Бусинка, Кубик, Коржик. Но журнал Улица Сезам не являлся вариантом одноименной передачи, все материалы журнала были оригинальными. 
Кроме того, журнал принимал участие в международном проекте «Лесная азбука».

Даже в создании сайта «Президент России – детям» успел поучаствовать Олег Кургузов.

В последние годы Кургузов работал в «Веселых картинках», являясь литературным редактором познавательного журнала «Синдбад», одного из приложений о путешествиях и путешественниках, о приключениях и истории географических открытий.

Писал сценарии комиксов, радио- и телепередач («Спокойной ночи, малыши!», «Детский час», «В гостях у сказки»), по его сценарию был снят мультфильм. В течение полутора лет вёл на радио передачу «К нам приехал Трамвай».

Олег Кургузов был членом Союза журналистов и Союза писателей, членом Совета по детской книге России (Национальная секция Международного совета по детской книге). При этом он находил время заниматься собственным литературным творчеством.
 
 
 
 
Составитель:  И.В. Котомцева, начальник отдела обслуживания дошкольников и младших школьников  Новосибирской ОДБ им. А.М. Горького
 
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика